Есть овца — пособия не надо

Минтруд лишит пособий автолюбителей и скотоводов

Елена Малышева, Петр Нетреба
Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Минтруд предлагает регионам при назначении социальных пособий учитывать имущество граждан, такое как участок земли или автомобиль. Соответствующие рекомендации регионам правительство может принять уже в декабре.

Автомобилистам в пособии отказать

Наличие трактора, земельного участка, автомобиля или даже коровы скоро может стать препятствием для получения социального пособия, по крайней мере, из числа тех, что финансируются региональными бюджетами. Такую методику предлагает регионам Минтруд с тем, чтобы отсечь от государственной помощи тех, кто получает «серые доходы».

В Минтруде «Газете.Ru» пояснили, что имущество не будет влиять на оценку дохода.

«В рублях собственность никак не будет оцениваться. Будет оцениваться сам факт наличия имущества — две квартиры, три или четыре», — сказал представитель министерства.

Согласно методическим рекомендациям Минтруда «по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости» (размещены 28 ноября на портале regulation.gov.ru), нуждаемость — это «недостаток средств, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности». Критерием нуждаемости предлагается считать «условия, при которых семья или одиноко проживающий гражданин признаются нуждающимися».

К этой категории предлагается не допускать определенную категорию граждан. Так, семье или гражданину «рекомендуется отказывать в праве на предоставление мер соцподдержки», если «в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) имеется два и более жилых помещений либо доли в собственности» при условии, что их суммарная площадь превышает региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения гражданина более чем в полтора раза.

Поводом для отказа может послужить находящийся в собственности земельный участок, приобретенный под индивидуальное жилищное строительство. Исключение в этом случае сделано для многодетных семей.

В перечне указаны и автомобили — «одно или более транспортных средств, используемых в личных и коммерческих целях, срок эксплуатации каждого из которых не превышает пяти лет».

Отказывать будут и собственникам «сельскохозяйственной техники, состоящей на учете в органах Ростехнадзора», а также собственникам судов, зарегистрированных в одном из реестров судов РФ. Такой же отказ рекомендовано предоставлять владельцам сельскохозяйственных животных, сверх нормативов, определенных в регионе.

Отдельным пунктом указан запрет на получение социальной поддержки тем семьям, в составе которых есть безработные, находящиеся в трудоспособном возрасте и не зарегистрированные в органах службы занятости. Исключение сделано только для граждан, имеющих детей до трех лет, обеспечивающих уход за инвалидами первой группы или престарелыми старше 80 лет.

Ориентируемся на Албанию

Документ по заказу Минтруда разработан в центре анализа соцпрограмм и рисков Института соцполитики НИУ ВШЭ, рассказал «Газете.Ru» заведующий этим центром Сергей Смирнов. Основная цель заключается в том, чтобы отсечь от социальной поддержки тех, кто, «скорее всего, получает незарегистрированные доходы», говорит автор методики.

«Поскольку значительная часть населения находится в тени, идея заключается в том, чтобы посмотреть: нет ли у вас имущества для получения дохода?» — объясняет он. Если у гражданина есть трактор, «коммерческий» автомобиль, «15 овец и 3 коровы», то он, скорее всего, не является по-настоящему нуждающимся и имеет теневые доходы, рассуждает Смирнов. Такие люди не должны получать помощь, предназначенную для тех, кто попал в настоящую тяжелую жизненную ситуацию, не имеет имущества и источников дохода, считает он.

Это нормальный подход, продолжает Смирнов, который практикуется и в западных странах, и в странах с переходной экономикой. «Например, в Албании эта система доведена до совершенства, вплоть до оценки плодородия участков, которыми вы владеете», — отмечает он. У нас такого пока делать не планируется, однако регионам будет рекомендовано учитывать много различных видов имущества, наличие которых может свидетельствовать о скрытых доходах.

«И второе жилье, и плавсредства, и домашний скот, и коммерческий транспорт, земельные угодья, площади, которые получены под индивидуальное жилищное строительство, не по программам ипотеки», — перечисляет он.

Министерство труда инициировало разработку рекомендаций для регионов, чтобы прийти к единообразию в решении вопроса о назначении тех или иных мер социальной поддержки, полагает Светлана Бурцева из коллегии адвокатов «Бурцева, Агасиева и партнеры». «Обратившись к нормам закона «О государственной социальной помощи», можно увидеть, что им уже предусмотрен отказ в назначении государственной социальной помощи в случае не предоставления или представление недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Поэтому ничего нового в данной инициативе по заработке рекомендаций по сути нет», — отмечает она.

Нет критериев — нет дотаций

Методические рекомендации Минтруда разъясняют уже принятый пакет законопроектов, направленных на внедрение принципов адресности и нуждаемости в систему социальной поддержки граждан России. Для того чтобы простимулировать регионы использовать особые критерии и условия для соцпомощи гражданам, еще в прошлом году Минтруд предлагал поставить в зависимость от этого дотации и субсидии, выплачиваемые региональным бюджетам из федерального.

Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, предложенные Минтрудом, прошли общественное обсуждение. Но для рассмотрения в Госдуму правительство их так и не представило.

При определении объема субсидий и дотаций тому или иному региону по этому проекту предлагается учитывать установленные критерии нуждаемости. Если критерии не установлены, при расчете дотаций будет использован понижающий коэффициент - говорилось в тексте документа.

«Предлагаемые изменения позволят регионам при предоставлении мер социальной поддержки с учетом критериев нуждаемости направлять высвободившиеся средства на поддержку граждан, которые действительно в них нуждаются, при этом увеличивать размер выплат таким гражданам», — объяснялось в справке Минтруда о подготовленных законопроектах.

Нововведения, уточняет Смирнов, должны были коснуться только тех пособий, которые финансируются из региональных либо муниципальных бюджетов. В справке Минтруда перечислены четыре вида таких пособий: ежемесячные детские пособия, соцпомощь медработникам, компенсация расходов на ЖКХ педагогам, работающим в сельской местности, а также компенсации родителям на плату за детский сад.

В Минтруде сообщили, что было решено административно не принуждать регионы, снижая им объемы субсидий и законопроект снят с повестки. «Согласно действующему законодательству высвобождаемые средства при применении критериев нуждаемости должны пойти на меры социальной политики региона» — сказал представитель Минтруда.

Минимальная нуждаемость

Возможность органов соцзащиты проверить имущественное состояние гражданина, обратившегося за соцподдержкой, в законодательстве предусмотрена еще с 2013 года. В декабре 2015 года был принят закон (388-ФЗ), унифицировавший виды социальной поддержки и поменявший правила предоставления пособий. Законом введен базовый принцип «адресности и нуждаемости», критерии которых должны устанавливать регионы.

В Минтруде рассказали, что во многих субъектах уже применяются критерии нуждаемости при предоставлении социальной поддержки. Речь идет о ежемесячном пособии на ребенка, обеспечении специализированным питанием беременных женщин, государственной социальной помощи на основании социального контракта.

«При этом в качестве критерия нуждаемости в основном устанавливается условие, согласно которому для получения поддержки среднедушевой доход семьи не должен превышать однократной величины прожиточного минимума, установленной в регионе», — сказал представитель министерства.

В некоторых регионах устанавливается критерий нуждаемости в рамках двукратной величины прожиточного минимума для среднедушевого дохода семьи.

Окончательно новые принципы соцподдержки запланировано закрепить 1 января 2018 года. На это время должна быть создана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Эта система должна обобщить сведения обо всех мерах соцобеспечения, мерах социальной поддержки, гарантиях, выплатах, компенсациях, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С указанием их вида, условий, способов и форм предоставления, категорий лиц, имеющих право на получение указанных мер, а также их возможных объемов в натуральном либо денежном выражении и иных сведений. Сейчас их разработкой занят ПФР.