Встреча стран ОПЕК с независимыми производителями нефти, намеченная на понедельник в Вене, не состоится. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, вместо нее будут проведены внутренние переговоры стран — участниц картеля. Предполагалось, что стороны проведут неформальное обсуждение мер по ограничению добычи нефти для стабилизации мирового рынка и цены барреля.
Но, по данным Reuters, Саудовская Аравия уже направила руководству ОПЕК официальное письмо, в котором говорится, что саудиты отказываются принимать участие в консультациях, запланированных на понедельник.
Саудовская Аравия считает, что сначала должна быть достигнута договоренность внутри самой ОПЕК. Произойти это должно на официальной сессии картеля 30 ноября все в той же Вене. И лишь после этого меры по ограничению производства должны обсуждаться со странами, не являющимися членами ОПЕК.
«В настоящий момент картель еще не договорился по заморозке, — цитирует Reuters слова источника, знакомого с планами саудовцев. — До начала переговоров с не входящими в ОПЕК странами, где мы будем обсуждать их присоединение к заморозке, у нас должен быть на руках легитимный договор с ясными цифрами и убедительной для рынков системой».
В понедельник Reuters передало слова саудовского министра энергетики Халида аль-Фалиха, который в ходе встречи с журналистами в штаб-квартире Saudi Aramco заявил, что баланс на нефтяном рынке будет достигнут в 2017 году и без интервенций ОПЕК.
Также в субботу агентство ТАСС, ссылаясь на дипломатический источник в Вене, сообщало, что российские эксперты на встречу с представителями ОПЕК не приедут. Позднее в субботу глава российского Минэнерго Александр Новак в ходе встречи с журналистами заявил, что РФ также ожидает, пока члены Организации стран — экспортеров нефти договорятся между собой.
На рассмотрение 30 ноября предполагается вынести сокращение добычи на 4–4,5% для всех стран ОПЕК, за исключением Ливии и Нигерии. Исходя из данных самого картеля по добыче за октябрь, такое сокращение снизит общую добычу ОПЕК на 1,26–1,4 млн баррелей в сутки. Учитывая, что на данный момент переизбыток предложения на мировом рынке составляет около 1 млн баррелей в день, достижение соглашения в заявленном формате вызывает большие сомнения. Страны, не входящие в ОПЕК, со своей стороны должны сократить производство на 880 тыс. баррелей в сутки, причем, как говорил на прошлой неделе министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, снижение добычи на 300 тыс. баррелей должна обеспечить Россия.
Россия, в свою очередь, заявляет, что готова лишь зафиксировать производство на текущем уровне (сейчас это около 11,2 млн баррелей в день, что является максимумом со времен Советского Союза), но, по сути, это и будет сокращением на 200–300 тыс. баррелей по сравнению с более ранними планами по добыче на 2017 год.
ОПЕК (в первую очередь лидер организации Саудовская Аравия) уже высказывала опасения, что Россия может сорвать заключение соглашения, если не будет сокращать добычу.
Саудовцы еще в начале года предлагали РФ снизить производство нефти на 5%. В октябре Саудовская Аравия вновь предложила России сократить добычу, но уже на 4%. Впрочем, учитывая рост российской добычи с начала года, объемы получались сравнимые — около 450 тыс. и 500 тыс. баррелей в день соответственно.
Отказ России и Саудовской Аравии от неформальных консультаций — плохой признак в плане заключения соглашения об ограничении добычи.
«Давно пора понять, что все заявления и переговоры о снижении или заморозке уровня производства — лишь словесные интервенции, призванные влиять на рынок «бумажной» нефти, фьючерсы и деривативы», — комментирует партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
По словам эксперта, многие страны ОПЕК собираются лишь наращивать добычу, а из производителей, не входящих в картель, вообще ни один не собирается как-то себя ограничивать.
В частности, в России, указывает Крутихин, нет рычагов, которые позволили бы регулировать уровень производства, так как в отличие от, например, Саудовской Аравии, где все решается одной компанией, которую контролирует королевский дом, в РФ компаний много. «И поэтому Россия здесь далеко не главный игрок, а главным является как раз Саудовская Аравия», — говорит эксперт.
А все заявления со стороны российских властей, по словам Крутихина, не более чем имитация деятельности.
Кстати, что касается разногласий внутри ОПЕК, как пишет The Wall Street Journal, иранский министр энергетики Биджан Зангане выразил надежду, что картель не будет настаивать на сокращении добычи Ираном. Саудовская Аравия в начале ноября заявляла, что если Исламская Республика Иран откажется от планов по ограничению добычи, саудиты начнут наращивать собственное производство и доведут его до 11–12 млн баррелей в сутки, навсегда прекратив обсуждение каких-либо мер по выравниванию баланса спроса и предложения на мировом рынке. В октябре Саудовская Аравия, по данным ОПЕК, добывала 10,532 млн баррелей в день.
Именно из-за Ирана сорвались переговоры об ограничении добычи в апреле — Исламская Республика Иран заявила, что ей нужно восстанавливать уровень добычи и доли рынка, сниженные за время действий санкций США и Европы (санкции были отменены только в середине января 2016 года). Тогда представители Ирана вообще не приехали на встречу в катарской Дохе, после чего из переговоров вышла и Саудовская Аравия.
В понедельник цена январских фьючерсов на нефть Brent на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне снизилась на 0,233% и составила $47,13 за баррель.