Организация стран — экспортеров нефти предлагает независимым производителям с нового года сократить добычу в общей сложности на 880 тыс. баррелей в сутки. Об этом заявил министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев в статье для издания «Республика».
При этом больше трети (300 тыс. баррелей), по словам Алиева, должна обеспечить Россия.
Кстати, в конце октября Венесуэла предлагала производителям нефти, не входящим в ОПЕК, снизить добычу на 400–500 тыс. баррелей в сутки.
Россия ранее заявляла, что сокращать добычу не намерена, но готова зафиксировать ее уровень. Глава российского Минэнерго Александр Новак как раз в четверг заявил, что РФ по-прежнему готова к заморозке. Но это, по словам министра, по сути и будет сокращением на 200–300 тыс. баррелей в сутки от плана по добыче на 2017 год. «Может быть, наши азербайджанские коллеги это имели в виду, — сказал Новак в ходе встречи с журналистами. — Мне трудно комментировать, что имел в виду министр».
Агентство Bloomberg со ссылкой на источники в ОПЕК сообщает об опасениях картеля, что отказ России от сокращения добычи сорвет заключение соглашения. В частности, Саудовская Аравия опасается именно того, что РФ не снизит производство, а заморозит его на текущем уровне.
Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев напоминает, что сейчас добыча в РФ находится на рекордных уровнях с советских времен (11,2 млн баррелей в сутки). «Увеличение добычи приводит к росту налоговой базы, а соответственно, и поступлений в бюджет, все еще находящийся в состоянии катастрофической дефицитности», — указывает эксперт.
Между тем Алиев также заявил, что достижение соглашения об ограничении добычи вряд ли возможно до тех пор, пока к переговорам не присоединятся такие крупные производители, как США, Великобритания, Китай, Индия, Вьетнам, Судан и Сирия.
Эксперты рынка и ранее указывали на то, что по меньшей мере без США соглашение не будет иметь смысла. Штаты — один из крупнейших в мире производителей нефти; согласно опубликованным в среду данным американского министерства энергетики, добыча в стране составляет 8,69 млн баррелей в сутки. И если странам ОПЕК удастся договориться между собой и привлечь к соглашению об ограничении добычи ряд других производителей (без США), то цена на нефть пойдет вверх, что приведет к тому, что производство нефти в Америке начнет расти, со своей стороны оказывая давление на котировки. Штаты, кстати, ранее уже говорили, что не намерены принимать какие-то меры по ограничению добычи.
Впрочем, шансы на то, что члены картеля заключат соглашение, и без того невелики. Глава аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов полагает, что отталкиваться следует от повестки дня заседания ОПЕК, которое состоится 30 ноября в Вене (именно там должно быть принято окончательное решение о мерах по стабилизации нефтяного рынка). В частности, на рассмотрение предполагается вынести сокращение добычи на 4–4,5% для всех стран ОПЕК, за исключением Ливии и Нигерии. Исходя из данных самого картеля по добыче за октябрь, такое сокращение снизит общую добычу ОПЕК на 1,26–1,4 млн баррелей в сутки.
«Принятие какой-либо резолюции в таком виде или хоть мало-мальски близкого к этому соглашения представляется мне лично крайне маловероятным с чисто экономической точки зрения», — говорит Крылов.
По мнению эксперта, вероятность заключения договоренности была бы значительно выше, если бы речь шла о меньшем совокупном сокращении добычи ОПЕК, то есть примерно на 1 млн баррелей в день — примерно столько составляют на сегодняшний день излишки добычи. Кстати, Александр Новак в четверг заявил, что избыток предложения в 1 млн баррелей в день сохранится на мировом рынке до конца года.
«Учитывая общий скепсис, сохраняющиеся разногласия между Саудовской Аравией, Ираном и Ираком, а также исторические объемы добычи, показанные ОПЕК в прошлом месяце (33,643 млн баррелей в день. — «Газета.Ru»), шансы на положительный исход венской встречи крайне низки», — полагает Артем Деев.
В связи с этим, по словам эксперта, нефть марки Brent по-прежнему имеет достаточно оснований на возвращение к уровню ниже $45 за баррель.
В четверг январские фьючерсы на Brent на Межконтинентальной бирже ICE в Лондоне торговались у отметки в $49 за баррель. Таким образом, котировки на заявление Алиева практически не отреагировали. За последний месяц котировки продемонстрировали сильную волатильность, объясняющуюся, по словам Деева, меняющимися ожиданиями по исходу встречи ОПЕК в Вене. Еще 19 октября цена барреля поднималась до $53,2, но к 14 ноября она уже рухнула до $44,43. Потом вновь начался подъем, и во вторник котировки вплотную приблизились к психологической отметке в $50, достигнув $49,93, но преодолеть ее так и не смогли.