Министр финансов Великобритании Филип Хэммонд выступил 23 ноября с традиционным осенним обращением к парламенту — впервые после назначения на должность. Но главное, это стало первым подведением итогов после референдума о выходе Соединенного Королевства из Евросоюза в июне этого года.
Согласно представленным данным Управления бюджетной ответственности (OBR), в 2016 году рост ВВП Великобритании составит 2,1%, что лучше мартовского прогноза в 2%.
Однако последствия Brexit начнут сказываться уже со следующего года: прогноз на 2017 год был понижен с 2,2 до 1,4%, на 2018-й — с 2,1 до 1,8%.
Кроме того, в ближайшие пять лет правительству придется увеличить объем займов на дополнительные £122 млрд ($151 млрд) — во многом тоже в связи с необходимостью выхода из Евросоюза (ожидается, что госдолг вырастет до 90% ВВП в 2017 году). «Сейчас наша задача — подготовить экономику, чтобы нам было проще приспособиться к условиям, которые возникнут в связи с выходом из ЕС», — цитирует Хэммонда The Guardian. В 2016 году заимствования вырастут до £68,2 млрд (предыдущий прогноз — £55,5 млрд).
В опубликованных документах казначейство признает, что рост дефицита бюджета — это прямое следствие результатов референдума. Добиться профицита бюджета к 2020 году, как планировалось раньше, точно не удастся (сейчас дефицит составляет 2% ВВП), признал Хэммонд. Он пообещал, что сбалансировать его удастся только в следующую парламентскую пятилетку — 2020–2025 годов.
Лейбористы расценили речь Хэммонда как признание того, что долгосрочный экономический план правительства провалился. «К сожалению, последние шесть лет были потрачены впустую», — заявил «теневой» канцлер казначейства Джон Макдоннелл.
В числе важных проблем, которые могут еще больше ухудшить состояние британской экономики, министр назвал проблемы с промышленностью, сокращение объемов строительства и «рост дисбаланса между экономическим ростом и благосостоянием населения». Для борьбы с этим дисбалансом властям необходимо уделять больше внимания семьям с низким и средним доходом, вводить для них налоговые льготы — по крайней мере, на ближайшие годы. Также Хэммонд обратил внимание на растущую неопределенность в мировой экономике и ослабление фунта стерлингов. Он заверил, что правительству удастся контролировать бюджетный дефицит, оставляя себе при этом «пространство для маневра».
Впрочем, не все так уверены в будущем. «Наш прогноз по росту ВВП более пессимистичен, чем прогноз правительства. Мы уверены, что объем заимствований будет выше, чем планируется сейчас», — сообщил Bloomberg экономист ING Джеймс Найтли.
Хэммонд заявил, что планирует все-таки снизить корпоративный налог с 20 до 17% к 2020 году, чтобы помочь экономическому росту. При этом правительство должно закрыть лазейки в законодательстве, которые позволяют избегать налогообложения крупным транснациональным корпорациям, таким как Apple и Google. По мнению министерства финансов, это увеличит доверие к властям со стороны британских работодателей, которые в последнее время «взволнованы и раздражены» возможностью международных компаний выбирать, какие налоги и в какой стране они будут платить. По оценке OBR, это позволит получить в бюджет дополнительные £5 млрд.
На строительство 40 тыс. новых домов казначейство планирует выделить не менее £1,4 млрд, еще £2,3 млрд будет выделено на развитие инфраструктуры. Отдельно £3,15 млрд будут выделены на строительство 90 тыс. домов в Лондоне. В целом на развитие инфраструктуры и промышленные инновации в ближайшие пять лет будет выделено £23 млрд из специального фонда.
В конце речи Хэммонд заявил и об изменении в традиции обращений, так как «ни одна другая крупная экономика не делает множество важных изменений в налоговом и бюджетном законодательстве дважды в год». Обращение в марте 2017 года станет последним весенним, в дальнейшем министр финансов будет отчитываться перед парламентом лишь осенью — это позволит объявлять об изменениях в законодательстве задолго до начала финансового года.