Не зарезервировано — значит не существует
План Минздрава о внедрении в России лекарственного страхования не сработал и весной был фактически урезан до одного пилотного проекта по частичной оплате лекарств для больных после операций на сердце. Теперь под угрозой оказался и он.
От пилотного проекта могут отказаться, пишут в своем заключении на проект федерального бюджета и бюджета ФОМС эксперты РАНХиГС.
«Предполагалось, что соответствующие средства (2,4 млрд руб., по предварительной оценке Минздрава) будут зарезервированы в бюджете Федерального фонда ОМС. Отсутствие выделенной статьи расходов создает риски отказа от пилотного проекта», — указывают экономисты.
Деньги нужны, чтобы частично компенсировать стоимость лекарств пациентам, которые прошли стентирование — операцию по установке стента в коронарные сосуды. Операция устраняет симптомы атеросклероза (тошнота, одышка, тахикардия и прочие), но лечение и после вмешательства необходимо продолжать, поскольку сама болезнь не исчезает, как и факторы риска. Другое дело, что это уже для пациента небесплатно.
После коронарного стентирования нужно принимать дополнительные препараты, препятствующие развитию опасного осложнения — тромбоза стента, пояснил «Газете.Ru» завотделом кардиореанимации московской городской больницы №29 Алексей Эрлих. «В арсенале аптек для пациентов после планового стентирования есть как относительно дорогой, так и относительно недорогие препараты — дженерики. Принимать их, помимо всех других обязательных препаратов, нужно относительно недолго, обычно менее одного года», — добавил доктор.
О выделении средств на лекарства в марте 2016 года с президентом говорила лично глава Минздрава Вероника Скворцова. Из расчетов Минздрава следует, что на лекарства одному больному требуется чуть менее 40 тыс. руб. в год, всего 4,7 млрд руб. на лечение 120 тыс. прооперированных. Скворцова предложила компенсировать половину стоимости лекарств каждому больному и получила от Владимира Путина поручение подготовить соответствующее предложение.
На вопрос «Газеты.Ru», будут ли в результате выделены средства с 2017 года или пилотный проект так и не заработает, в Минздраве не ответили.
У ФОМСа собственных источников для финансирования проекта, скорее всего, нет. «Появиться источники там могут со стороны, иначе зачем она (Скворцова. — «Газета.Ru») их просила у президента?» — поясняет президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский. Источником, по его словам, может также послужить экономия, которая нередко возникает в ходе программы «7 нозологий» (снабжение больных редкими заболеваниями дорогостоящими препаратами), «но это, конечно, плохое решение», добавляет он.
Не нашли реального источника
У Минздрава изначально был более глобальный план по внедрению лекарственного страхования, его поэтапную реализацию должны были начать в этом году, но министерство не смогло добиться политического решения о выделении денег, о чем «Газета.Ru» писала весной.
В начале ноября министр здравоохранения Вероника Скворцова вновь заявила, что лекарства скоро могут стать бесплатными для всех. Это «скоро» теперь отнесено к 2019 году, пояснила чуть позже глава профильного департамента Минздрава Елена Максимкина, которая еще в марте 2016-го обещала начать программу в течение месяца. Об источниках финансирования программы, которая предварительно оценивается в сумму от 200 млрд до 600 млрд руб. ежегодно, чиновники по-прежнему не говорят.
Единственный на сегодня проработанный «пилот» относится к компенсации лекарств для сердечников. Проект заявлен как уже разработанный и должен начаться с 1 января 2017 года повсеместно, на всей территории России, говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Но при этом реального источника финансирования так и не нашлось, хотя президент давал распоряжение эти деньги найти», — беспокоится она.
То, что в бюджете нет специально выделенной статьи под это финансирование, — серьезная проблема, подтверждают эксперты. Это означает, что полностью готовый проект «однозначно не состоится»,
считает Попович. «К сожалению, федеральный фонд до сих пор не выполнил поручение президента и обещания министра», — констатирует она.
Общая практика такова, добавляет к этому Саверский, что пациенты в амбулаторном режиме получают лекарства бесплатно только по льготам, хотя лекарства, перечисленные в стандартах медицинской помощи или прописанные по решению медкомиссий, тоже должны быть бесплатными.
«Но стандарт сейчас игнорируется», — сетует Саверский. «Именно поэтому практика правоприменения не позволит компенсировать стоимость лекарств стентированным больным, если финансирование не будет маркировано особой нормой закона. Более того, оно может быть признано нецелевым использованием денег», — поясняет он.