Уралвагонзавод съезжает на «гражданку»

Производитель «Армат» и Т-90 начнет выпуск трамваев и дистанционно управляемых машин

Михаил Сергеев
Донат Сорокин/ТАСС
На этой неделе Уралвагонзавод представил стратегию развития до 2025 года. Согласно документу, который в течение недели должен утвердить совет директоров, корпорация значительно расширит ассортимент выпускаемой продукции и пересмотрит рынки сбыта, увеличив долю гражданской техники до 50%. Для этого планируется создать центры компетенции в Москве, Екатеринбурге, Челябинске и Омске — профильные структуры с собственной специализацией.

Наряду с бронетехникой с конвейеров Уралвагонзавода начнут сходить инновационные вагоны, дистанционно управляемые машины и трамваи. Эксперты уже оценили стратегию развития, отметив, что переход оборонных предприятий на «гражданские рельсы» является мировой практикой.

Переход на автономное развитие

«Пройден сложнейший этап формирования корпорации из разрозненных активов. Сегодня это единый организм с высоким уровнем внутренней кооперации, в котором синхронизированы производственные процессы, финансово-экономическая политика, кадровая политика, инвестиции, снабжение и сбыт, — подвел итоги модернизации гендиректор корпорации Олег Сиенко. — На этом пути возникали трудности, были отдельные ошибки, но, несмотря на ухудшение конъюнктуры рынка гражданской продукции, резкое падение спроса на грузовые вагоны и внесение корпорации в санкционные списки, – задача по построению бронетанкового государственного холдинга была успешно выполнена».

С ним согласен военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. По его словам, в настоящее время корпорация полностью сформирована, поэтому она переходит на следующий этап. «Любая оборонная компания диверсифицирует свое производство: в идеале 50% продукции должна быть гражданской. УВЗ следует этой тенденции, решению этой задачи и посвящена стратегия развития», — объяснил он.

Долгосрочная стратегия предусматривает создание уже в следующем году управляющей компании, получающей право единоличного исполнительного органа. «Корпорация в числе первых игроков оборонно-промышленного комплекса отреагировала на радикально изменившуюся внешнюю среду и разработала стратегию, предусматривающую автономное развитие и диверсификацию продукции с увеличением доли гражданского сегмента до 50% к 2025 году», — отметил директор по стратегическому развитию Уралвагонзавода Дмитрий Школьный.

Сегодня, помимо танков и БМП, предприятие выпускает гражданские вагоны-цистерны и платформы, полувагоны, мобильные буровые установки и погрузчики.

За девять лет доля гражданской продукции значительно увеличится, что станет ответом на нынешнее напряженное финансовое положение предприятия. При реализации стратегии годовая выручка может вырасти до 300 млрд руб. с чистой прибылью в 24,5 млрд руб.

По примеру Boeing

Впрочем, преобладающей в объеме производства УВЗ гражданская продукция не станет.

«Я бы не стал использовать выражение «переход на гражданские рельсы, — рассуждает член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии России Виктор Мураховский. — Главной задачей корпорации все же является производство военной техники, она остается ведущим бронетанковым холдингом. Напомню, что Уралвагонзавод и наша страна в целом первыми в мире сделали тяжелую бронетехнику нового поколения — танк «Армата».

Согласно стратегии Уралвагонзавод намерен не сворачивать, а увеличивать доходы от продажи продукции спецназначения.

Если в прошлом году реализация государственного оборонного заказа и экспортных поставок принесла корпорации 58 млрд руб., то к 2025 году этот сегмент планируется увеличить до 150 млрд руб., из которых почти две трети составит экспорт. Просто параллельно с военной техникой стратегия предусматривает развитие инновационных отраслей гражданского производства, в том числе с использованием достижений в разработке и производстве основной продукции.

«Одно из направлений, которое будет развивать корпорация, — создание инновационных машин, работающих в дистанционном, а в перспективе и в полностью роботизированном режиме. Они могут стать актуальными для работы служб МЧС, при ведении дорожных и строительных работ, — продолжает Мураховский.

— Думаю, мы с вами также увидим беспилотные трамваи и метро».

Эксперт напомнил, что совмещение гражданского и оборонного производства является мировой практикой: крупнейшие военные корпорации выпускают продукцию и гражданского назначения.

«Так, корпорация Boeing производит ракеты и военную авиацию, но по всему миру она известна пассажирскими самолетами. Аналогичная ситуация у итальянской Finmeccanica и других ведущих компаний ВПК, — приводит примеры Мухаровский. — Чтобы Уралвагонзавод занял значительную нишу в гражданском производстве, в рамках стратегии развития необходимо оптимизировать технологические процессы, не дублировать, а концентрировать усилия инжиниринговых и технологических центров, это даст эффект всей корпорации».

Как сообщили «Газете.Ru» в самом Уралвагонзаводе, базовая стратегия предусматривает выход в лидеры отечественного производства полувагонов и в топ-5 по поставкам комплектующих для железнодорожного транспорта. Направление сервисных услуг также станет одной из точек роста. Кроме того, к 2025 году концерн планирует стать единственным государственным поставщиком трамваев, заняв практически весь рынок городского электротранспорта.

Санкции в помощь

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что решение о диверсификации стало единственно верным выходом при прогнозируемом сокращении объемов госзаказов на военную технику. С другой стороны, рынок перенасыщен выпускаемыми Уралвагонзаводом танками Т-90, который наряду с Т-34 на протяжении многих лет являлся самым популярным и продаваемыми танком в мире. Несмотря на уже поступающие заказы на «Армату» (так, по данным Пухова, о заинтересованности в покупке нескольких сотен танков заявил Алжир), консерватизм Минобороны и бюрократические процедуры вряд ли способствуют налаживанию оперативного экспорта новейшей тяжелой бронетехники.

При этом Пухов считает поставленную планку в 50% гражданской продукции от общего объема выпуска реальной, но очень амбициозной. «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» и американский Lockheed Martin работают в сегменте управления воздушным движением, но даже при востребованности этого направления они остаются компаниями, производящими в большей степени военную продукцию. Доля гражданской продукции у них не превышает и 20%, — поясняет он. — Уралвагонзавод ставит достаточно высокую планку, считаю ее оправданной в качестве ориентира для достижения целей». По его мнению, этот путь точно «не будет усыпан розами», но при грамотном маневрировании ресурсами цель достаточно реальна. Подспорьем здесь могут стать санкции и российские контрсанкции, из-за которых ряд предприятий, до этого покупавших зарубежную технику, перейдут на отечественные аналоги, в том числе и продукцию Уралвагонзавода, заключает он.