Украина требует от «Газпрома» выплаты еще $3,4 млрд. На этот раз речь идет о пенях за просрочку выплаты штрафа, наложенного в конце января на российскую компанию украинским антимонопольным комитетом (АМКУ). Причем январский штраф, как и требуемые теперь пени за просрочку его выплаты, одинаковы. Таким образом, Украина ждет от «Газпрома» выплаты на $6,8 млрд.
«За просрочку на 140 дней насчитались пени в размере 180,5 млрд грн, — приводит РИА «Новости» слова представителя антимонопольного комитета Украины. — Вместе с тем в соответствии со ст. 56 закона Украины «О защите экономической конкуренции» размер пени не должен превышать размер штрафа, поэтому Антимонопольный комитет подал иск о взыскании 85,9 млрд грн (как раз около $3,4 млрд. — «Газета.Ru») штрафа и 85,9 млрд грн пени».
Партнер фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Олег Колотилов поясняет, что суть пеней как вида неустойки заключается в их взыскании за определенный период просрочки. «В связи с этим размер пени должен соотноситься не только и не столько с размером наложенного штрафа, но и с периодом просрочки его уплаты, — говорит юрист. — В случае длительной просрочки размер пени может во много раз превышать размер штрафа, если законом не установлены какие-либо ограничения, как, например, в законодательстве Украины, которое не допускает, чтобы пеня на штраф была больше самого штрафа».
По словам Колотилова, несогласие с самим штрафом (как в случае «Газпрома». — «Газета.Ru») не препятствует начислению пеней с него, если решение о его наложении вступило в силу и не было отменено.
Партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко указывает, что поскольку пени будут взыскиваться в судебном порядке, то и окончательная сумма будет определена судом. «Всегда, когда взыскиваются санкции за то или иное правонарушение, оценивается соразмерность сумм санкций с последствиями таких правонарушений, — поясняет юрист. — При этом во внимание принимаются все существенные обстоятельства таких нарушений, в том числе срок, причина неуплаты, оспаривание требований». По словам Шевченко, на этих общих принципах строится практика взыскания любых санкций вне зависимости от страны.
История противостояния нынешней власти и «Газпрома» началась еще в 2015 году, когда занимавший на тот момент пост премьер-министра Украины Арсений Яценюк инициировал антимонопольное расследование в отношении российской компании. Украинские антимонопольщики пришли к выводу, что российский холдинг злоупотреблял монопольным положением на рыке транзита газа Украины. В частности, «Газпром» в период с 2010 по 2014 год значительно снизил объем прокачки газа через украинскую территорию в Европу. Рассчитав недопрокачанные объемы и сопоставив их со стоимостью услуг по транзиту, АМКУ и вычислил штраф.
«Газпром» в ответ заявил, что не мог злоупотребить монопольным положением, так как не ведет коммерческой деятельности на территории Украины, и назвал штраф попыткой давления на компанию. Кстати, в российско-украинском транзитном договоре не прописаны штрафные санкции за снижение транзита. А в договоре о поставках газа такие санкции есть — принцип «бери или плати», согласно которому клиент должен оплатить не менее определенной доли законтрактованного газа, вне зависимости от того, сколько газа было отобрано в действительности.
И как раз сейчас в Стокгольмском арбитраже разбираются претензии «Газпрома» к Украине по ряду вопросов на общую сумму $38,7 млрд. Большую часть этой суммы составляют именно штрафы по «бери или плати».
«Газпром» пытался обжаловать штраф в украинских судах, но суды низшей инстанции встали на сторону АМКУ, а Верховный суд Украины в рассмотрении обжалования отказал. Украинский антимонопольный комитет в свою очередь потребовал взыскать штраф с «Газпрома» в принудительном порядке. Как раз в понедельник Хозяйственный суд Киева приступил к рассмотрению этого дела по сути.
«Газпром» не считает претензии АМКУ обоснованными и продолжит защищать свои права и законные интересы», — заявили «Газете.Ru» в компании в понедельник.
Олег Колотилов говорит, что основной вопрос не только к размеру пени и порядку ее начисления, а к обоснованности самого штрафа, наложенного по законодательству Украины, и возможности его принудительного взыскания.
«Принудительное взыскание может быть осуществлено за счет имущества «Газпрома» на Украине, если оно там имеется, — отмечает юрист. — В России такое решение с большой вероятностью не будет исполнено».
Что касается третьих стран, то возможность исполнения в них украинского судебного решения, по словам Колотилова, регулируется их международными договорами с Украиной и их внутренним законодательством.
Ранее политологи выдвигали версию, что Киев в действительности и не рассчитывает на то, что «Газпром» выплатит штраф. Выдвигая претензии, украинская сторона рассчитывает на проведение своеобразного взаимозачета требований — сумма штрафа немногим отличается от той, что Россия требует от Украины в качестве задолженности по украинским облигациям. Киев этот долг гасить не хочет. Еще в феврале российский Минфин подал по этой задолженности иск в Высокий суд Лондона. Слушания должны начаться в конце января 2017 года.
Профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров полагает, что нынешние действия Украины — это попытка выторговать у Москвы условия поставки газа.
«Уже неоднократно говорилось, что газа в подземных хранилищах Украины слишком мало, чтобы этого хватило на зиму, — напоминает Петров. — Россия готова начать новые поставки украинскому «Нафтогазу», но лишь на условиях предоплаты. Именно предоплатный принцип Украина и хочет отменить, и здесь разменной монетой могут стать штраф и пеня».
Ранее Россия заявляла, что для успешного прохождения зимы Украине необходимо еще как минимум 2 млрд куб. м газа. В случае нехватки топлива в отопительный сезон может пострадать транзит в Европу, так как газ из украинских ПХГ в период зимних пиков потребления в Евросоюзе используется для поддержания транзитных поставок.