Разрыв в оплате труда мужчин и женщин продолжает увеличиваться: в новом докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) эпоха гендерного равенства сдвинулась с 2133-го на 2186 год. При определении разрыва используется анализ таких показателей, как активное участие в работе компании, образование и политическое влияние людей разных полов. Первое место в рейтинге стран с наиболее равными условиями труда мужчин и женщин заняла Исландия, за которой следуют Финляндия и Норвегия.
Россия же заняла лишь 75-е место, между Венесуэлой и Румынией.
Последнее, 144-е, досталось Йемену.
Примером страны, в которой ситуация с гендерным равенством не так хороша, как декларируется, можно считать Великобританию (20-е место рейтинга, самое высокое место в истории — 9-е). По данным Управления национальной статистики (ONS), разница между медианной часовой заработной платой (при полном рабочем дне) по-прежнему существенна: 9,4% в 2016 году (по сравнению с 9,6% в 2015 году). В 1997 году, когда эти данные были обработаны впервые, разрыв составлял 17,4%, а для всех работающих — 27,5% (18,1% в 2016 году). Но важна не только разница в доходах, но и в уменьшении количества британских женщин-политиков, госслужащих и руководителей корпораций, отмечает Business Insider. Впрочем, данные для анализа были собраны до того, как премьер-министром Великобритании стала Тереза Мэй, что наверняка окажет существенное влияние на индекс в следующем году.
По данным ONS, три основные причины разницы в зарплате таковы:
1. Женщины чаще мужчин работают неполный день (41 против 12%), и, как правило, их ставка за час в таком случае оказывается ниже.
2. Женщины чаще занимают должности, не требующие высокой квалификации (например, секретарей, соцработников или медсестер), что тоже предполагает более низкую зарплату. Так, в социальных проектах занято около 15% жительниц Великобритании и всего около 3% жителей.
3. Женщины больше времени тратят на уход за детьми (в том числе декретный отпуск). В целом разница в оплате труда в возрастных категориях 16–17, 18–21 и 22–29 лет не так велика, однако для категорий 30–39 лет она резко возрастает: именно в этом возрасте многие женщины принимают решение завести ребенка.
Генеральный секретарь Британского конгресса трейд-юнионов (TUC) Фрэнсис О'Грэйди заявила, что разница в оплате труда для полностью занятых людей сокращается «черепашьими темпами». «Если ничего не изменится, то у нас уйдут десятки лет на то, чтобы женщины получали столько же денег, сколько мужчины, за ту же самую работу.
Нужно, чтобы рынок труда был больше ориентирован на женщин и, например, помогал молодым мамам быстрее возвращаться на работу без потери в зарплате», — добавила О'Грэйди.
В России, как говорится в исследовании ВЭФ, хуже всего дело обстоит с политическим влиянием женщин, а вот с доступом к профессиональному образованию и здравоохранению — лучше, чем в среднем по рейтингу. Как отмечает в своей работе исследователь Института социально-экономического развития территорий РАН Александр Панов, более высокий уровень образования и лучшее состояние здоровья обеспечивают женщинам даже конкурентное преимущество (особенно если учитывать то, что в России в 1999–2011 годах смертность взрослого населения возросла, в отличие от большинства развитых стран). Впрочем, в целом за последние десять лет ситуация ухудшилась: тогда Россия занимала в рейтинге 49-е место.
Анализ компании HeadHunter, проведенный по 400 тыс. российских резюме в конце 2015 года, показывает, что женщины при поиске работы в среднем указывают ожидаемую зарплату на 20–30% ниже, чем кандидаты-мужчины (при аналогичных должностях). Меньше всего разница оказалась в сфере рекламы и маркетинга (8%), госсекторе (11%) и строительстве (13%). А больше — в медицине (20%), среди сотрудников образовательных учреждений (25%) и IT-компаний (33%).