Кризис уходит в штопор

Россияне стали больше пить пива и меньше водки

Рустем Фаляхов
Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014) Нон-стоп продакшн
Из-за кризиса россияне стали не только меньше есть, но и меньше пить — водки и другого крепкого алкоголя. На фоне общего снижения потребления алкоголя предпочтения россиян смещаются к пиву и вину. И этот тренд сохранится в ближайшее десятилетие, если обнищание населения не будет резким.

Объемы розничного товарооборота в России продолжают уменьшаться. В августе он снизился по отношению к предыдущему месяцу на 0,1%. А к январю – августу прошлого года сразу на 5,7%, утверждают эксперты РАНХиГС на основе данных Росстата и опроса, проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования.

Товарооборот снижается из-за того, что россияне стали не только меньше есть и ограничивать себя в услугах, но и пить алкогольных напитков.

Водка с пивом

В январе – августе 2016 года 42% объема продаж обеспечивали водка, ликероводочные изделия плюс коньяки и коньячные напитки (последних 4%).

Пиво вместе с напитками, изготавливаемыми на его основе (последних 3%), составляет 44–45% совокупных продаж алкоголя населению.

Еще 12–13% — это винодельческая продукция, в том числе 2,3% — шампанское и игристые вина, 6% — вино.

Слабоалкогольные напитки с содержанием этилового спирта не более 9%, а также прочая алкогольная продукция (сидр, пуаре, медовуха и другие) составляют не более 1% алкогольной продукции, приобретаемой населением, отмечается в мониторинге РАНХиГС.

Ассортимент продаж имеет ярко сезонный характер. В декабре обычно продается на 2 млн декалитров больше алкогольной продукции, чем, например, в ноябре, и этот всплеск обеспечивается ростом продаж вина, шампанского и водки. Продажи пива, напротив, в декабре минимальны, но к середине лета возрастают на 15–20% по сравнению с началом года.

«Розничные продажи алкоголя населению за последние два года значительно снизились, за январь – август этого года было продано алкогольной продукции на 10,6% меньше, чем за те же восемь месяцев 2014 года», — свидетельствуют результаты мониторинга.

Пик спада розничного оборота алкогольных напитков пришелся на январь и апрель текущего года.

«Катастрофически снизились продажи водки. За восемь месяцев этого года — минус 13,4% к аналогичному периоду позапрошлого года. Основное сокращение произошло в прошлом году, когда продажи водки снизились к 2014 году на 12,6%», — пояснила одна из авторов мониторинга, старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк.

В отличие от водки, ликероводочных изделий, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, продажи которых значительно сократились, в сегменте винодельческой продукции, шампанских и игристых вин обозначилась другая тенденция. Во втором полугодии 2015 года винный сегмент сокращался вместе с остальными видами алкогольной продукции, но в декабре тренд сменился на восходящий.

Традиционное новогоднее увеличение продаж вина и шампанского затянулось — продажи вина продержались на уровне аналогичных показателей прошлого года до мая 2016 года.

По словам эксперта, потребители поначалу «допивали» ранее запасенное вино, а потом, когда запасы в шкафах иссякли и любители вина и игристых вин убедились, что в экономике ничего не происходит, что рубль не укрепляется и цены на импортный алкоголь ниже не становятся, вновь начали покупать эти виды алкоголя. Традиционное новогоднее увеличение продаж вина и шампанского затянулось до мая. Летом на первый план вышли другие заботы, поездки в отпускной сезон, затем подготовка детей к учебному году. Некоторые россияне меньше тратились на вино в отечественных магазинах, так как были в турпоездках за рубежом, уточняет Бурдяк.

Новое поколение употребляющих

Бурдяк считает, что тренд на снижение потребления водки и других крепких алкогольных напитков закрепился с 2013 года. Максимум потребления крепкого алкоголя пришелся на 2007 год, с тех пор идет снижение.

«Уходит поколение, которое предпочитало водку.

Вкусы россиян, родившихся в 1985 году и позднее, формировались под впечатлением западных, в первую очередь европейских трендов, они уже больше предпочитают вино, пиво и другие легкие алкогольные напитки.

«Тяжелая артиллерия» все еще востребована, но уже не в почете».

Аналогичного мнения придерживается и Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). «На рынок потребления алкоголя, в первую очередь пивного, вышли 18–25-летние, у них свои предпочтения», — говорит Дробиз.

Впрочем, Дробиз считает, что говорить о снижении потребления алкоголя в России не очень корректно. Примерно 90% потребителей алкоголя приходится на возрастную группу от 18 до 55 лет. И эта группа не сократила потребление алкоголя.

«Из-за кризиса основные потребители веселящих напитков могли переключиться на более дешевые варианты, это возможно. Но серьезно экономить на алкоголе мало кто способен», — говорит Дробиз.

А статистика потребления алкоголя если и меняется, то лишь потому, что в России велик процент нелегального (довольно качественного, но произведенного незаконно) и суррогатного алкоголя. Доля такого алкоголя может достигать половины от всего потребляемого, особенно в сегменте крепких напитков (водка, коньяк, виски), считает Дробиз.

В РАНХиГС также признают, что «потребление самогона и суррогатного алкоголя» искажает данные о реальных объемах потребления и предпочтениях. Поэтому РАНХиГС анализировала только данные об официальных продажах алкоголя.

«Если бы у нас была уверенность в том, что снижение реальных доходов населения в 2015 году не привело к возврату части потребления алкогольной продукции «в тень» статистического наблюдения за розничной торговлей, то можно было бы утверждать, что снижение потребления алкоголя стало одним из положительных последствий текущего экономического кризиса», — говорит Бурдяк.

Водка против кризиса

Потребление водки снизилось с 53% объемов розничных продаж в абсолютном алкоголе в 2007–2009 годах до 39% в 2015 году. За тот же период доля пива выросла с 31–32% до 43% совокупных продаж населению алкогольной продукции.

Совокупный объем розничных продаж рассчитывается в абсолютном алкоголе следующим образом: пол-литра водки (40 градусов) равно 200 г абсолютного алкоголя, один литр пива (4 градуса) эквивалентен 40 г, а один литр вина (12 градусов) — это 120 г абсолютного алкоголя.

Дробиз, впрочем, считает, что расчет в абсолютном алкоголе пролоббировали производители пива, и такой расчет некорректен. Считать надо в объемах потребления на душу населения, и в этом случае потребление пива не растет, а снижается. По данным ЦИФРРА, потребление пива в 1985 году в среднем составляло 24 л на человека в год. В 1995-м — 15 литров. В 2007 году в Россию массово пришли западные пивные компании и потребление пива выросло до 81 л. В 2015 году цифра упала до 60 л.

Потребление крепкого алкоголя (в основном водки) в подушевом исчислении выглядит так: 1985 год — выпито 11 л, в 1995-м — 16 л, в 2007 году — 17 л. С тех пор потребление крепкого алкоголя сохраняется ежегодно на уровне 15–16 л.

Эти тренды, похоже, сохранятся в ближайшие несколько лет, полагают эксперты. Но с оговорками. «Стоит иметь в виду, что

потребители, россияне уж точно, по моим наблюдениям, рассматривают крепкий алкоголь как антидепрессант. И значит, потребление водки и другого крепкого алкоголя в условиях продолжающегося экономического кризиса, скорее всего, и дальше не будет снижаться», — прогнозирует Дробиз.

В РАНХиГС утверждают, что «высокое потребление алкоголя и нездоровый образ жизни в наибольшей степени свойственны социальным группам с низкими доходами и невысоким уровнем социального капитала».

Экономический кризис обостряет эти тенденции. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в августе и сентябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 8,2 и 2,8% соответственно, подсчитали в РАНХиГС.

Снижение благосостояния россиян, наблюдающееся сейчас, может привести к росту потребления алкоголя.

«Однако пока этого, видимо, не происходит», — осторожно резюмируют эксперты.