Крым и Чечня выживают на дотациях

Счетная палата: Крым и Чечня в списке самых высокодотационных регионов

Илья Питалев/РИА «Новости»
Бюджетные ограничения Минфина, которые тот ввел для высокодотационных регионов, не сработали, обнаружила Счетная палата. Госаппараты продолжают раздуваться, их доходы снижаются в несколько раз быстрее расходов и более чем на 77% зависят от поступлений из других бюджетов.

Зависимость на 77%

Восемь самых несамостоятельных регионов в России не справляются с повышением эффективности своих бюджетов даже после заключения соответствующих соглашений с Минфином, заключает Счетная палата в отчете по итогам проверки за 2015 год. В результате доходы своих бюджетов эти регионы более чем на 77% формируют из поступлений от других бюджетов.

С 2014 года в России были установлены новые бюджетные ограничения для регионов в качестве условий предоставления им финансовой помощи из федерального бюджета. Начиная с 2015 года эти ограничения также стали зависеть от доли дотаций в собственных доходах того или иного субъекта. В список высокодотационных, то есть тех, в доходах которых дотации из федерального бюджета превышали 40% (в течение двух из трех последних лет), вошли восемь регионов: Алтай, Дагестан, Ингушетия, Чечня, Тува, Камчатский край, а также Крым и Севастополь.

Дополнительным ограничением для этих регионов по закону является выполнение соглашения с Минфином о специальных мерах по повышению эффективности бюджетных расходов и повышению налоговых поступлений.

На деле это не срабатывает, пишет контрольное ведомство: так, республики Тыва и Ингушетия превышают предельный размер дефицита бюджета (15% от общего утвержденного годового объема бюджета региона) и не могут обеспечить замещение затрат на ЖКХ. Эта проблема также отмечается в Дагестане.

Во всех высокодотационных регионах растут аппараты: число работников госучреждений и органов власти увеличивается, в результате показатели максимальных расходов на оплату труда госслужащих были превышены. Причины, по которым это произошло, Минфин не анализировал, отмечается в отчете Счетной палаты.

В целом нарушения соглашений свидетельствуют о низкой дисциплине со стороны регионов и слабом контроле со стороны федерального министерства, отмечается там же.

«В 2013–2015 годах доходы бюджетов высокодотационных регионов в среднем на 77,6% были сформированы за счет безвозмездных поступлений (дотаций, субсидий и субвенций. — «Газета.Ru»), что свидетельствует об их сохраняющейся высокой зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета», — говорится в документе. В Минфине не ответили на вопросы «Газеты.Ru» на момент выхода заметки.

«Я думаю, это во многом следствие общей неэффективности», — считает аналитик Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. Простыми способами, например повышением тарифов, проблему не решить, отмечает она: «В бедных регионах, где уровень жизни близок к нищете, простым повышением тарифов проблему не решишь, нужно создавать в регионе инвестиционно привлекательные условия».

Регионы с вечно протянутой рукой

Список самых дотационных регионов от года к году не претерпевает значимых изменений. Больше двух лет назад, в середине 2014 года, Счетная палата насчитывала семь таких субъектов. С тех пор список пополнился Крымом и Севастополем, а исчез из него за это время только один регион — Карачаево-Черкесия.

Совокупный объем безвозмездных поступлений в их бюджеты увеличился с 196,9 млрд руб. на 1 января 2014 года до 329,7 млрд руб. на 1 января 2015 года, или на 67,5%, подсчитали аудиторы. Правда, к 1 января 2016 года он на 12% снизился и составил 290,2 млрд руб.

Повышение эффективности для всех непростая задача, а для самых зависимых регионов особенно: они привыкли занимать пассивную позицию, отмечает Суслина из ЭЭГ. Отчет Счетной палаты содержит целый список возможных направлений работы для губернаторов.

Одним из резервов для пополнения доходов этих регионов является легализация «серой» занятости. По данным Росстата, доля занятых в неформальном секторе в этих регионах почти вдвое выше среднего показателя по России: 47,9% против 20,5%.

Резервы доходов от легализации таких работников составляют от 102,3 млн руб. в Республике Тыва до 900 млн руб. в Чечне, подсчитала Счетная палата. А в Крыму эта сумма достигает 1,5 млрд руб.

Еще одно возможное направление для повышения доходов высокодотационных субъектов — привлечение инвестиций. «Однако на примере высокодотационных субъектов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, следует отметить, что целостной системы привлечения инвестиций не создано», — констатирует ведомство. Из 26 утвержденных приоритетных «якорных» инвестиционных проектов в сельском хозяйстве и промышленности реализовано только шесть.

Договоры, которые заключает с регионами Минфин, разумны и рациональны: министерство требует от регионов умерять расходы, однако «повыше этих договоров есть другая система принятия решений», рассуждает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.

«Абсолютно понятно, что эти договоры — большая условность. Потому что когда они нарушаются и Минфин пытается что-то делать, руководитель региона идет в Белый дом или Кремль, объясняет, как у него все проблемно, после чего оттуда звонят и говорят дать дополнительные бюджетные кредиты», — отмечает она.

Поэтому, пока у губернаторов остается возможность решать вопросы на других уровнях власти, требования Минфина останутся советом, а не руководством к действию, уверена Зубаревич.

Она напоминает, что Чеченской Республике в первом полугодии прибавили трансферты на 14% в условиях общего сокращения на 12%. «Если Чечне прибавляют трансфертов — почему она должна оптимизировать расходы?» — задается вопросом эксперт.