Невыгодные кредиты
30 сентября завершилась трехдневная поездка Александра Лукашенко в Китай. Его визит анонсировался белорусским руководством едва ли не с начала года — и всегда обозначался как «стратегический» и «судьбоносный».
Еще в начале 2010 года Китай открыл Белоруссии кредитную линию на $15 млрд, что помогло экономике после кризиса 2009 года, а также сделало возможным поднять зарплаты и пенсии перед президентскими выборами. А пять лет спустя председатель КНР Си Цзиньпин сам побывал в Минске и привез с собой еще кредитов на $7 млрд, из которых $3 млрд — на льготных условиях. Тогда же был реализован ряд совместных проектов — от строительства под Минском большого автосборочного производства «БелДжи» по выпуску китайских легковушек Geely для российского рынка до создания китайско-белорусской РСЗО дальнего радиуса действия «Полонез».
По итогам последней встречи Александр Лукашенко и Си Цзиньпин подписали новый пакет договоров и меморандумов, которые оговаривают еще больший объем вложений Китая в белорусскую промышленность.
В частности, китайские инвесторы получат доступ ко многим стратегическим предприятиям Белоруссии, которые до сих пор сознательно не приватизировались.
«В совместной декларации, подписанной Александром Лукашенко и Си Цзиньпином, заявлено о готовности развивать сотрудничество в сфере производственного потенциала, которое позволит привлекать крупные китайские компании в проекты по вхождению в акционерный капитал белорусских предприятий, — цитирует информагентство «БелТА» завкафедрой международных отношений Академии управления при президенте Белоруссии Сергея Кизиму. — Очень важно соглашение с Экспортно-импортным банком Китая, которое будет содействовать привлечению в Беларусь прямых инвестиций китайских компаний».
Получается, что белорусско-китайское сотрудничество во многом будет сведено к тому, что Китай будет кредитовать собственные компании, работающие на белорусском рынке.
Сейчас Белоруссия намного больше покупает у Китая, чем продает ему. По итогам 2015 года Китай вошел в тройку основных торговых партнеров Белоруссии, взаимный товарооборот составил $3,3 млрд. Вот только белорусский экспорт в Китай составил около $800 млн, тогда как импорт из Китая в Белоруссию — $2,4 млрд. В этом году белорусский экспорт в Китай просто рушится. За первые семь месяцев нынешнего года белорусы продали в Поднебесную товаров на $107 млн — почти в пять раз меньше, чем за такой же период 2015 года.
При этом продолжается скупка китайцами белорусских промышленных активов. Еще 9 сентября министерство экономики Белоруссии предложило китайцам купить акции 25 компаний. Как сказал журналистам замминистра экономики Александр Ярошенко, в составленный белорусской стороной список вошли как топовые предприятия, так и компании поменьше. «Это необходимо нашим предприятиям, чтобы появились новые рынки сбыта, технологии, производства, — заявил Ярошенко. — Это компании из разных отраслей, но прежде всего мы говорим о промышленном секторе, энергетике, строительной отрасли. Рассматриваем предприятия цементной отрасли, по производству металлоконструкций».
«От таких поездок Лукашенко больше шума, чем результата.
Сколько раз звучали громкие заявления об огромных финансовых ресурсах, которые придут из Китая.
В результате же мы от Китая имеем только связанные кредиты, зачастую под убыточные проекты, как, например, на цементные заводы, или локализацию не самых передовых производств с прицелом не на Запад, а на Евразийский экономический союз, — говорит Виктор Евмененко, эксперт аналитического ресурса Belarus Security Blog. — Поэтому никаких прямых инвестиций от Китая, я думаю, мы так и не увидим. А будет продолжена прежняя практика наших взаимоотношений, когда белорусская сторона будет вынуждена принимать не такие уже и выгодные предложения от Китая».
Пекин не заменит Москву
«Неслучайно практически в одно время возникла инициатива «интеграции интеграций», предложенная Александром Лукашенко, и концепция создания экономического пояса «Шелкового пути» Си Цзиньпина. Беларусь — это логистический перекресток. Мы находимся на ключевых транспортных маршрутах, связывающих Западную Европу с Востоком, регионы Черноморского побережья со странами Балтийского моря, — сказал замглавы администрации президента Белоруссии по экономике Николай Снопков. — Уже сегодня на территории китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» идет активное создание «сухого порта» и комплексного логистического центра. Очевидны две узловые площадки экономического пояса Шелкового пути: городской округ Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР и Беларусь».
Действительно, строящийся сейчас под Минском огромный (площадью 80 кв. км) белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень» уже стал самым крупным китайским проектом в Белоруссии. В нем китайских инвесторов привлекает возможность построить свои сборочные производства прямо под боком у Европейского союза — второго по размеру после США рынка для китайских товаров.
Но главная идея белорусского руководства тут — вписаться в китайскую концепцию «Нового Шелкового пути» — евразийского транспортного коридора, единой транспортной сети от Тихого океана до Балтийского моря, призванной обеспечить быстрые и беспроблемные поставки китайских товаров на Запад.
«Официальный Минск отлично понимает, что на маршруте «Нового Шелкового пути» Белоруссия оказалась в роли «бутылочного горлышка», самого узкого места, соединяющего Евразийский союз с Европейским союзом. Украину Китай в качестве страны-транзитера всерьез не рассматривает из-за идущей там войны, — сказал «Газете.Ru» белорусский экономист, эксперт гражданской кампании «Наш Дом» Андрей Аксенов.
— Самим белорусам продавать в Европу особо и нечего в отличие от китайцев».
«Китай является вторым по важности геополитическим партнером Белоруссии, — сказал «Газете.Ru» Дмитрий Болкунец, эксперт Высшей школы экономики. — Но в отличие от Москвы Пекин дает «связанные» кредиты, на которые можно закупать только китайские товары и оборудование. Китай заинтересован в белорусских калийных удобрениях, активно интересуется и вооружениями. Однако Китай не обеспечит Белоруссию энергоресурсами, не заменит российский рынок, не обеспечит военную безопасность».