Анкара впервые подтвердила заинтересованность в двух нитках газопровода «Турецкий поток». Как говорится в сообщении «Газпрома», компания по дипломатическим каналам получила разрешение на проведение изыскательских работ в территориальных водах Турции именно по двум ниткам. «Работа по проекту идет в отличном темпе», – отметил в связи с этим глава «Газпрома» Алексей Миллер.
Мощность «Турецкого потока» была одной из главных интриг проекта. Изначально предполагалось, что ниток будет четыре, а общая пропускная способность газопровода составит 63,5 млрд кубометров.
Но в начале октября 2015 года сообщалось, что мощность трубы может быть сокращена до двух ниток и 32 млрд кубов. Как отмечал Алексей Миллер, это связано с тем, что выбывающие мощности будут компенсированы за счет другого газопровода — «Северного потока – 2» (55 млрд кубометров), который пройдет через Балтийское море до Германии.
Позднее Турция начала говорить, что она заинтересована и вовсе только в одной нитке, по которой будет поставляться российский газ для собственно турецких потребителей. В конце 2015 года из-за сбитого турками российского Су-24 отношения России и Турции резко обострились, и проект газопровода оказался в подвешенном состоянии.
Летом 2016 года политическая напряженность между двумя странами была урегулирована, и о «Турецком потоке» заговорили вновь, причем подготовка к реализации проекта началась форсированными темпами. Однако до последнего момента не было ясно, сколько ниток решится построить Россия и что из этого разрешит Турция. Обсуждалось строительство в перспективе двух ниток по 16,5 млрд кубометров — для Турции и для Европы через турецкую территорию.
Но говорить о строительстве второй можно только после получения гарантий Европы, отмечал глава российского Минэнерго Александр Новак.
Речь шла о том, что европейские потребители подтвердят интерес к российскому газу из «Турецкого потока». В Минэнерго не смогли прокомментировать ситуацию, представитель «Газпрома» был недоступен для комментариев.
Основной проблемой являются риски, связанные со спросом на российский газ в Европе. С одной стороны, «Газпром» постоянно сообщает о росте поставок. Так, по итогам 2015 года экспорт в дальнее зарубежье вырос на 8,2%, до 158,6 млрд кубометров. За период с 1 января по 15 сентября текущего года, по предварительным данным, поставки выросли на 9,4% год к году, до 109,6 млрд кубометров.
«Спрос на российский газ в Европе есть, – комментирует завсектором газовых рынков Института энергетики и финансов Владимир Ревенков. — Однако сейчас в ЕС переизбыток газового предложения, так что «Газпром» столкнется с серьезной конкуренцией».
Главными конкурентами российского холдинга, по словам эксперта, станут Норвегия, Катар и — в недалеком будущем — США. Кстати, во вторник сообщалось, что первый танкер с американским сланцевым газом прибыл в Великобританию. А Великобритания на данный момент — один из драйверов роста экспорта «Газпрома»: за девять с половиной месяцев текущего года поставки в Великобританию выросли на 54,7%.
Вторая нитка «Турецкого потока» имеет все шансы остаться практически незаполненной, считает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
По словам эксперта, для дальнейших поставок из Турции необходимо строительство дополнительных газопроводов, а никто из потенциальных потребителей таких намерений не высказывает. Теоретически «Газпром» мог бы сам построить необходимые трубопроводы, но, во-первых, это дополнительные расходы, а во-вторых, в дело наверняка вмешается Еврокомиссия, которая ранее уже торпедировала «Южный поток» (проект газопровода, альтернативой которому и стал ТП) и сейчас пытается затормозить реализацию «Северного потока – 2».
Кстати, по словам Корчемкина, проект «Северного потока – 2» сам по себе мешает расширению «Турецкого потока» дальше первой нитки.
«Сначала нужно прекратить разговоры о втором «Северном потоке», — указывает эксперт. — Одновременные переговоры сразу по двум направлениям ставят «Газпром» в нелепое положение».
Ранее эксперты рынка неоднократно говорили, что «Северный поток – 2» и «Турецкий поток» могут оказаться друг для друга несовместимыми проектами в силу их избыточности.