«Иностранцев привлекает низкий рубль»

Интервью с региональным директором Lufthansa Group в России и СНГ Акселем Хилгерсом

Martin Meissner/AP
Почему авиакомпании Lufthansa Group ушли из аэропорта Внуково, планируют ли летать в аэропорт Жуковский, а также собираются ли открывать новые маршруты в Россию, рассказал в интервью «Газете.Ru» глава группы в России и СНГ Аксель Хилгерс.

— Как вы оцениваете деятельность Lufthansa Group после многочисленных забастовок в компании, терактов и Brexit?

— Результаты первого полугодия достаточно позитивны и стабильны, но прогнозы на вторую половину 2016 года не очень хорошие по сравнению с прошлым годом. Они менее оптимистичны: из-за террористических атак и политической нестабильности упал спрос на дальнемагистральные рейсы из Азии и Америки. Многие люди полагают, что Европа не самое безопасное место сейчас. Аналогичная ситуация наблюдается у ряда прочих европейских авиакомпаний — все они вынуждены снижать свои прогнозы.

— Как теракт в аэропорту Брюсселя отразился на Brussels Airlines («дочка» Lufthansa)?

— Brussels Airlines сильно пострадала из-за этой ужасной трагедии — и сотрудники авиакомпании, и пассажиры получили серьезные травмы. Кроме того, аэропорт был закрыт на 12 дней, и ведущий бельгийский перевозчик не мог выполнять рейсы из своего узлового аэропорта. Европейские рейсы выполнялись из Льежа и Антверпена, а дальнемагистральные рейсы — из Франкфурта и Цюриха. Несмотря на все усилия, направленные на выполнение максимального числа рейсов, авиакомпания столкнулась с потерей огромного количества пассажиров. После того как аэропорт Брюсселя снова открыли и инфраструктура была восстановлена, всем службам авиакомпании потребовалось немало времени, чтобы вернуться к нормальному функционированию, особенно к прежнему уровню психологического комфорта.

— Рынок авиаперевозок в России сокращается уже второй год. Сказался и курс валют, и закрытие многих стран для перелетов. Как вы оцениваете рынок России сейчас и есть ли у него потенциал к росту в будущем?

— Lufthansa Group работает на российском рынке уже 57 лет, и, конечно, мы были свидетелями куда более благоприятных времен. Но мы видим, что рынок достиг дна и начал медленно восстанавливаться. Этим летом спрос на перелеты вырос по сравнению с высоким сезоном 2015 года, по крайней мере на рейсах наших авиакомпаний. Мы стали выборочно увеличивать наши провозные мощности, заменяя самолеты Airbus A320 на A321, которые могут вместить на 30–35 пассажиров больше.

— А с чем связан рост спроса?

— Спрос начинает расти, и это не в последнюю очередь связано со стабильностью рубля. Уже с марта мы не видим резких скачков, и это стабилизирует рынок в целом. Я считаю, что для российских путешественников состояние рубля имеет одно из ключевых значений, когда они принимают решение отправиться в отпуск за рубеж. В 2014 году, когда рубль начал падение, нам пришлось существенно снизить свои цены.

— Статистика российских авиавластей показывает, что пассажиропоток восстанавливается очень медленными темпами. Как вы думаете, за счет чего он должен вырасти?

— Сейчас мы видим, что рынок растет не только за счет российских туристов, но и за счет иностранцев, которых привлекает низкий рубль. Туристы из Германии, Италии, Франции проявляют интерес к России. Если этот тренд сохранится, то мы сможем говорить об увеличении количества рейсов в Мюнхен либо во Франкфурт на следующее лето. Причем с Санкт-Петербургом дела обстоят сейчас особенно хорошо. Спрос на этом маршруте очень сильно пострадал во время кризиса и был низким как в 2014-м, так и в 2015 году. А в 2016 году спрос рос быстрее и больше, чем на московских рейсах. Второй шаг — это увеличение частоты выполнения рейсов. В общем и целом динамика положительная, но дополнительные рейсы появятся не раньше лета 2017 года.

— Вы за последний год значительно сократили количество рейсов в Россию. Планируете ли вернуться к прежним объемам?

— Можно сказать, что увеличение провозных мощностей — это первый шаг. В настоящий момент мы выполняем четыре рейса из Москвы во Франкфурт и два рейса из Москвы в Мюнхен ежедневно. Это уже неплохой показатель, но на летний период на этих шести рейсах мы добавляем по 30–35 мест — это значительный дополнительный объем. Также выборочно мы восстанавливаем некоторые рейсы, например еженедельный рейс из Мюнхена в Петербург вернулся в расписание в апреле. Тот факт, что мы можем наращивать провозные мощности и иметь высокую загрузку рейсов, — это очень хороший знак, свидетельствующий о восстановлении рынка. Мы надеемся, что следующим летом сможем увеличить и частоту рейсов. Это еще не решено, но, основываясь на хороших результатах этого лета, мы уже можем об этом говорить.

— А новые маршруты в России планируете открывать?

— Чего я точно сейчас не вижу, так это открытия новых маршрутов в дополнение к Москве и Санкт-Петербургу. В прошлом году мы были вынуждены сокращать частоту рейсов и перестали летать в два российских города. Не думаю, что в 2017 году мы будем расширять нашу маршрутную сеть в России. Сейчас это не является предметом для обсуждения. Для начала мы хотим вернуться к прежним частотам на маршрутах из Москвы и Санкт-Петербурга. Прибыльность рейсов и рубль пока недостаточно устойчивы, чтобы мы могли думать о расширении в России. Особенно принимая во внимание, что другие крупные аэропорты находятся дальше и выполнение таких рейсов повлечет больше расходов. Рейс из Франкфурта в Москву длится 2,5 часа, а в Самару или Казань — на час дольше, при этом мы должны удерживать цены примерно на том же уровне, чтобы они были конкурентными, для нас это экономически неоправданно.

— Есть ли планы в будущем вернуться во Внуково? Владелец аэропорта Виталий Ванцев говорил много раз, что у них самые низкие цены на аэропортовые сборы среди аэропортов Московского авиаузла.

— Стоимость услуг — это, конечно, важно, но есть и другие критерии. У нас очень хороший контракт с Домодедово, и мы довольны уровнем предоставляемых услуг. Все авиакомпании Lufthansa Group летают из Домодедово, таким образом, и пассажиры, и мы выигрываем от нашего тесного взаимодействия. В ближайшие годы планируем выполнять полеты из этого аэропорта. В связи с кризисом мы были вынуждены сокращать частоту рейсов и не могли позволить себе летать из двух аэропортов, так как это очень затратно. Мы ушли из Внуково не потому, что нам не нравится аэропорт, в условиях такого спроса мы не могли сохранять две базы. Поэтому мы консолидировали все авиакомпании Lufthansa Group — Lufthansa, SWISS, Austrian Airlines, Brussels Airlines, Eurowings — под одной крышей. И рынок сейчас не в том состоянии, чтобы мы могли себе позволить запустить рейсы из второго аэропорта. Это хороший аэропорт с хорошими ценами, мне нравится новое здание. К сожалению, Внуково не располагает достаточной вместимостью для всех авиакомпаний Lufthansa Group.

— В Москве открылся новый аэропорт Жуковский. Не рассматриваете ли вы перенос рейсов в этот аэропорт?

— Мы встречались с представителями этого аэропорта, обсуждали его, но на текущий момент у нас нет планов менять аэропорт. Я там еще не побывал, но аэропорт активно предлагает свои услуги потенциальным клиентам. И это хорошо, что есть некоторая конкуренция между аэропортами в Москве, от которой могут выиграть как пассажиры, так и авиакомпании.

— Недавно «Победа» рассказала о том, что они прекратили продажу билетов в Инсбрук и Цюрих из-за того, что Lufthansa пожаловалась в министерство транспорта Германии. Это правда?

— Нет, Lufthansa не имеет к этому никакого отношения, расследование было инициировано министерством транспорта Германии, так как «Победа» не выполняла двустороннее соглашение между нашими странами. Каждая авиакомпания может выполнять рейсы только в определенные города, а продавая билеты в аэропорт, куда не разрешены полеты, авиакомпания не только нарушает двустороннее соглашение, но и вводит в заблуждение пассажиров. По большому счету «Победа» могла бы просто продавать билеты на автобус в Цюрих или Инсбрук из Меммингена в дополнение к авиабилету, это бы решило проблему.

— Сколько пассажиров Lufthansa перевезла в Россию и обратно в 2015 году? Ожидаете рост или падение по итогам 2016 года?

— По коммерческим соображениям мы не можем разглашать цифры, но по сравнению с прошлым годом определенно есть рост за счет увеличения провозных мощностей. В 2016 году, по моим оценкам, цифры будут еще лучше — это очень важные новости.

— А вообще, какова стратегия компании на российском рынке в связи с падающим пассажиропотоком?

— В этом году уже ничего не изменится, кроме того что на время летнего расписания мы увеличили провозные мощности. Если говорить о зимнем расписании, то по сравнению с прошлым годом у нас выросла частота рейсов в Санкт-Петербург за счет рейсов авиакомпаний Lufthansa и Austrian Airlines. Сейчас мы думаем о 2017 годе, но по поводу летнего расписания решение еще не принято. С точки зрения новых маршрутов все также будет без изменений, у нас остаются Москва и Санкт-Петербург. На сегодняшний день мы не планируем расширять маршрутную сеть в России. В прошлом году зимой Austrian Airlines прекращала полеты в Санкт-Петербург на период зимнего расписания, в этом году она выполняет рейсы круглогодично. Возможно, Lufthansa увеличит частоту рейсов или провозные мощности по сравнению с прошлым зимним сезоном. Swiss будет продолжать летать в Женеву и Цюрих.