«Газпром» начинает консультации по поставкам газа в Индию. Об этом в понедельник сообщил замминистра энергетики России Юрий Сентюрин. По его словам, 13 сентября в Нью-Дели должна состояться встреча представителей российской компании (в том числе зампредправления «Газпрома» Виталия Маркелова) с индийскими коллегами и представителями министерства нефти и природного газа Индии.
Ранее Сентюрин говорил, что Индия заинтересована в закупках до 25 млрд кубических метров российского газа в год. Это сравнимо с объемами, поставляемыми «Газпромом» своему второму по объемам клиенту в Европе, Турции.
По данным Союза нефтегазопромышленников России, собственная добыча газа в Индии в прошлом году составляла 35 млрд кубометров при потреблении 55 млрд кубов. Но до соседей по Азиатско-Тихоокеанскому региону Индии в плане газового импорта пока далеко. Так, Южная Корея закупает за рубежом 53–54 млрд кубов, а Япония, не имеющая собственной добычи, — 123 млрд. Для сравнения: общий объем потребления газа в России, чья территория примерно в 45 раз превосходит японскую, составляет около 170 млрд кубометров.
«Но темпы роста потребления газа в Индии весьма высоки, — отмечает ведущий эксперт СНР Рустам Танкаев. — За восемь лет оно выросло на 65%». Впрочем, по этому показателю Индия лишь на 13-м месте в мире. Быстрее всего потребление газа растет в Казахстане, Азербайджане и ОАЭ.
На данный момент Индия закупает небольшие объемы сжиженного природного газа с завода на Сахалине (проект «Газпрома» «Сахалин-2»). Но индийцы уже давно предлагают построить ответвление от газопровода, по которому российский газ должен поступать в Китай. Речь идет о «Силе Сибири», в последний раз тема поднималась в 2014 году.
Кроме того, еще в 2010 году выдвигалась идея о строительстве Трансафганского газопровода (он же газопровод Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия, или ТАПИ).
Однако, по словам Юрия Сентюрина, сейчас пока идет лишь «обсчет целесообразности» поставок, так как на данный момент реализовать их сложно. Россия и Индия не имеют общих границ, и там масса транзитных стран, и там вопросы безопасности в Афганистане», — напомнил российский чиновник.
Сентюрин заявил, что исследовательская работа по вопросу индийских поставок сейчас находится на стадии теоретического осмысления и на это может потребоваться еще минимум год.
Рустам Танкаев говорит, что индийский рынок очень перспективный, но единственная на сегодняшний день реальная возможность для поставок в Индию — это вариант Пакистана, где российский «Ростех» собирается строить газопровод мощностью 12,4 млрд кубометров. То есть газ будет доставляться в сжиженном виде газовозами до определенной точки на побережье, где должен быть построен регазификационный терминал. И уже от него газ будет поступать по газопроводу до потребителя.
Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также полагает, что выбор должен быть сделан в пользу СПГ. По словам эксперта, сложность при строительстве ответвления от китайской трубы в том, что до Индии ее придется прокладывать через горные массивы.
«ТАПИ же проект крайне рискованный, учитывая, что и Туркмения, и Афганистан, и Пакистан даже по отдельности могут в любой момент этот проект похоронить», — указывает глава ФНЭБ.
Впрочем, возможны своповые поставки, то есть по схеме замещения. В этом случае «Газпром» поставляет газ третьему участнику сделки, например Ирану. А иранцы затем уже осуществляют поставку в Индию собственного газа.
Симонов считает, что России нужно бороться за растущий индийский рынок, так как эта ниша может быть занята другими поставщиками.
«Особенно это актуально в свете агрессивных атак на российский газ на рынке Европы», — подчеркивает эксперт.
Европа, в соответствии со своей стратегией энергетической безопасности, старается максимально снизить зависимость от российских газовых поставок.