Китайская компания Aerospace Industry Corporation of China (AICC) и украинское госпредприятие «Антонов» 30 августа подписали договор о сотрудничестве, согласно которому право собственности на самый большой в мире самолет Ан-225, а также его чертежи и спецификации переходят китайской стороне. Об этом сообщил в социальной сети Facebook китайский государственный телеканал CCTV.
Переговоры с китайской стороной велись еще в мае текущего года. «После подписания договора с украинской компанией Китай получил доступ к уникальным технологиям в области авиастроения. Планируется, что первый китайский Ан-225 будет выпущен уже в первой половине 2019 года», — отмечает CCTV. Детали сделки не раскрываются.
Информационное агентство УНИАН со ссылкой на ГП «Антонов» опровергло информацию китайских СМИ о продаже прав на Ан-225.
Однако позже на своей странице в Facebook украинский авиастроитель все-таки прокомментировал подписание контракта с компанией из КНР.
«30 августа 2016 года ГП «Антонов» и китайская компания Airspace Industry Corporation of China (AICC) подписали соглашение о сотрудничестве по программе Ан-225», — говорится в сообщении ГП. Также в нем уточняется, что таким образом стороны выразили намерения в долгосрочном сотрудничестве, которое предусматривает два этапа.
Первый этап — построение второго модернизированного экземпляра самолета Ан-225 «Мрия» в ГП «Антонов» и поставка компании AICC. Второй этап — создание совместного серийного производства Ан-225 в Китае по лицензии ГП «Антонов».
«Оба этапа будут реализованы по условиям отдельных контрактов», — отмечается в заявлении украинского авиастроителя.
Реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 является самым большим самолетом в мире. Он был разработан и построен в СССР на Киевском механическом заводе в 1984–1988 годах. Первый полет был совершен 21 декабря 1988 года. Изначально планировалось выпустить две машины, однако до сих пор самолет существует в единственном экземпляре. Лайнер оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства «Мотор Сич». Длина самолета — 84 метра, высота — 18,2 метра.
В конце мая текущего года президент Украины Петр Порошенко, выступая на мероприятии, посвященном 70-летию ГП «Антонов», предложил концерну рассмотреть возможность производства Ан-225.
«Сегодня мы увидели возможность строительства еще одной «Мрии» Ан-225, есть у нас корпус уникального самолета Ан-70, я ставлю задачу просчитать все возможности, внимательно изучить рынок и мне доложить относительно возможности достройки этих символических самолетов», — говорил украинский лидер.
При этом ранее первый вице-президент ГП «Антонов» Александр Коцюба в интервью украинскому порталу «Лiга.Бізнес» говорил, что, по самым скромным оценкам, запуск производства Ан-225 в серийное производство оценивается в $3–4 млрд.
«Львиную долю затрат занимает подготовка производства, изготовление оснастки, закупка оборудования, сертификация и выпуск конструкторской документации», — утверждал он.
Назначением Ан-225 была доставка сверхбольших частей ракетоносителя «Энергия» и челнока «Буран» с заводов-производителей к месту старта, напоминает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
«Их перевозка осуществлялась не внутри фюзеляжа, а на специальных креплениях над фюзеляжем. Таким образом, Ан-225 крайне нишевый самолет, на сегодняшний день по своему прямому назначению он не востребован. По сути, даже для одного существующего самолета «Мрия» применения в мировой экономике нет», — считает Гусаров.
По его мнению, в этой ситуации единственное, на чем может заработать Киев, — продать документацию и права на производство этого самолета тому, кому может быть интересен этот проект.
Он отмечает, что Китай давно стремится получить доступ к технологиям разработки и строительства больших широкофюзеляжных самолетов.
«На сегодняшний день такими технологиями обладают только США, Евросоюз в лице Airbus и Россия с Украиной. Получив доступ к этим технологиям, КНР сможет не только строить «Мрию», но и на ее основе разработать собственный большой транспортный самолет. В то же время самолеты «Мрия» могут открыть для минобороны Китая совершенно новые горизонты. Обладая большой грузоподъемностью, самолет может использоваться для переброски численного состава и техники Народно-освободительной армии Китая, а также в случае переоборудования использоваться и как стратегический ударный самолет. Гражданского применения этому самолету я не вижу», — констатировал Гусаров.
Эксперт также не исключил, что в случае начала производства самолета в КНР украинская сторона надеется на получение дополнительных денег на доработку самолета, что, несомненно, потребуется, на производство двигателей для него и, возможно, авторские отчисления.