Сделка «Роснефти» по покупке доли в индийской Essar Oil оказалась под угрозой из-за санкций, наложенных на российскую компанию Соединенными Штатами. Как сообщает издание The Times of India, в проведение сделки вмешалось Управление по контролю иностранных активов (OFAC) казначейства США, которое внесло «Роснефть» в санкционный список после присоединения Крыма к России.
Речь идет о возможных последствиях, которых опасаются индийские банки, субсидировавшие Essar Oil. По разным оценкам, сумма субсидий составляет 20–35 млрд рупий (около $300–530 млн), банки получили в залог 17% компании.
По словам представителя одного из банков — кредиторов Essar Oil, которого цитирует The Times of India, банки могут пересмотреть свое отношение к компании, если в состав ее акционеров войдет «Роснефть».
По информации газеты, банки — кредиторы Essar Oil пытаются восстановить переговоры с саудовской Saudi Aramco и с иранской National Iranion Oil Co. «Представляется, что эти компании в настоящее время лучше подходят для сделки», — заявил один из банкиров на условиях анонимности. «Роснефть» от комментариев отказалась.
«Роснефть» и Essar Oil договорились об основных условиях сделки (российская компания приобретет 49% индийской) в начале июля 2015 года. В настоящее время продолжаются переговоры. Essar Oil владеет нефтеперерабатывающим заводом мощностью в 20 млн тонн в год и розничной сетью из 1,6 тыс. АЗС. В дальнейшем Essar Oil планирует реализовать программу модернизации, расширив мощность НПЗ до 25 млн тонн. Также в планах компании расширение сети до 5 тыс. АЗС.
Возможная сумма сделки не раскрывалась, однако еще в начале 2015 года индийские СМИ сообщали, что Essar Oil рассчитывает получить за 49% до $8 млрд, что на тот момент в пять раз превышало рыночную стоимость пакета. На сегодняшний день Essar Oil на бирже не котируется, компания провела делистинг в конце прошлого года. Ранее в СМИ появлялись различные данные по поводу суммы сделки, от $2,4 млрд до $3 млрд. Стороны, впрочем, официально по поводу цены не высказывались.
«Санкции США как повод для отказа от сделки выглядят довольно сомнительно, — комментирует аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. — Во-первых, «Роснефть» покупает не контрольный пакет. Во-вторых, даже несмотря на это, опасения банкиров могут быть связаны только с какими-то будущими кредитами, так как существующие Essar Oil привлекала, не имея «Роснефть» в числе акционеров».
Партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин, напротив, считает опасения индийских банкиров оправданными. «Банки не хотят терять репутацию в глазах США, именно поэтому страны, де-юре санкции не поддержавшие, де-факто к ним присоединяются, — поясняет эксперт. — Например, китайские банки не хотели кредитовать ряд проектов «Газпрома». А кредиты, полученные на проект «Ямал-СПГ» НОВАТЭКа, выдавались КНР только под работы, производимые в Китае (именно поэтому они были в юанях)».
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отмечает, что, несмотря на предполагаемые банкирами риски, сделке вряд ли что-то угрожает.
«Не исключено, что индийцы хотят получить премию к цене», — говорит эксперт.
Но партнерство в данном случае является стратегическим, Индия заинтересована в российских деньгах и нефти («Роснефть» заключила с индийскими компаниями ряд соглашений по продаже долей в добычных проектах Восточной Сибири), а Россия — в индийском рынке.
Индия уже сейчас является четвертым по объемам мировым импортером нефти (после США, Китая и Японии), закупая более 3 млн баррелей в сутки. При этом импорт наращивается быстрыми темпами, так что, по ожиданиям рынка, в перспективе Индия выйдет на второе место.