Власти Ирака призывают иностранные компании, работающие в стране, увеличить добычу, а также экспорт нефти и газа для максимизации доходов государства. Об этом во вторник сообщает Reuters со ссылкой на иракского министра нефтяной промышленности Джаббара ал-Лаиби. В Ираке работает целый ряд международных компаний, в том числе российский «ЛУКойл».
За день до этого Bloomberg сообщал, что Ирак намерен нарастить экспорт нефти примерно на 5% в течение нескольких дней после соглашения о возобновлении поставок с трех проектов в провинции Киркук. Как заявил член топливно-энергетического совета этой провинции Фуад Хуссейн, рост отгрузок составит до 150 тыс. баррелей в сутки. В июле, по данным Международного энергетического агентства, Ирак экспортировал 3,71 млн баррелей в день.
Киркук — провинция, нефтебазы которой контролируются Иракским Курдистаном — широкой автономией в составе государства Ирак. Ранее курды поставляли Багдаду не менее 250 тыс. баррелей в день, получая часть прибыли от их продажи. Но потом соглашение перестало соблюдаться, причем стороны обвиняли в неисполнении обязательств друг друга. Но на прошлой неделе Багдад заявил, что нефтяной спор может быть разрешен.
«Проекты в Ираке имеют ряд рисков, включающий в себя, например, низкую прозрачность добычи в автономии, — комментирует руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов. — Нахождение баланса в экономических отношениях Багдада и курдской автономии существенно улучшит перспективы наращивания добычи в Киркуке за счет нефти с территорий, подконтрольных курдам».
На мировой баланс спроса и предложения киркукская нефть, по словам Крылова, существенного влияния не окажет. Однако снизит опасения по перспективам добычи в Ираке, доля которого в мировой добыче по итогам 2016 года может составить 5%. Ограничение опасений в свою очередь окажет давление на нефтяные котировки.
Рынок уже давно ожидает масштабного роста добычи (и, соответственно, экспорта) в Ираке. Еще в апреле источник «Газеты.Ru» в нефтяной отрасли говорил, что низкозатратные проекты в этой стране в теории способны дать дополнительно 2–3 млн баррелей в сутки.
Ирак является вторым по объемам производителем в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), уступая лишь Саудовской Аравии. Согласно данным ОПЕК, в 2016 году Ирак в основном увеличивал добычу. Если в четвертом квартале прошлого года она составляла 3,846 млн баррелей в сутки, то в первом квартале 2016 года — уже 4,598 млн баррелей. Во втором квартале произошло снижение до 4,523 млн баррелей, но уже в июле был поставлен новый рекорд — 4,606 млн баррелей в день.
Кстати, общий рост добычи ОПЕК в прошлом месяце был обеспечен по большей части именно Ираком, а также Нигерией.
Крылов предупреждает, что рост добычи в Ираке в целом и новые тенденции в отношениях с курдами в частности могут осложнить выработку соглашений по возможной заморозке уровня добычи.
Договориться о фиксации добычи лидеры мирового производства пытались с начала года, но в итоге в ходе переговоров в катарской Дохе в середине апреля инициатива провалилась из-за позиции Ирана — он отказался замораживать добычу — и Саудовской Аравии, которая заявила, что участвовать в заморозке должны все крупные производители.
В последнее время идея вновь обсуждается, в основном ее лоббирует Венесуэла, которая из-за высокой себестоимости добычи несет наиболее тяжелые потери. Пока лидеры нефтяного рынка не готовы замораживать уровень производства, но этот вопрос должен обсуждаться в сентябре на Международном энергетическом конгрессе и в октябре в ходе плановой встречи ОПЕК. Кстати, во вторник агентство Reuters со ссылкой на источники в ОПЕК и нефтяной отрасли сообщило, что Иран может поддержать совместные действия производителей, направленные на стабилизацию рынка нефти.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что потенциал добычи в Ираке очень велик. В частности, это объясняется одной из самых низких на Ближнем Востоке степеней выработанности начальных запасов.
«В прошлом году Ирак добыл 173 млн тонн нефти, причем экспорт его составлял лишь около 2,5 млн баррелей в сутки, — рассказывает Танкаев. — Но возможности страны гораздо шире — вплоть до 350 млн тонн годовой добычи, что увеличивает экспортный потенциал до 5 млн баррелей в день».
Такой рост окажет уже существенное влияние на баланс мирового спроса и предложения, что, в свою очередь, ударит по ценам. «Период низких цен будет продолжаться довольно долго, и не стоит ожидать уровня выше $50–60 за баррель, — предупреждает Танкаев. – Причем, скорее всего, котировки не перешагнут даже порог $55».
На прошлой неделе цена на нефть пробила психологическую отметку в $50 за баррель и в ходе торгов в четверг даже превысила $51. Однако затем последовала коррекция. В понедельник на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне цена октябрьских фьючерсов на нефть марки Brent понизилась уже до $49,16 за баррель. Но во вторник котировки вновь пошли вверх, и в ходе торговой сессии цена поднималась до $50 .
Но есть существенный момент — чтобы полностью реализовать свой добычной и экспортный потенциал, Ираку нужно полностью уладить отношения не только с курдами, но также освободить свою территорию от террористической группировки «Исламское государство» (запрещена на территории России).