Украина готова через суд принудить «Газпром» к выплате штрафа, наложенного Антимонопольным комитетом Украины (АМКУ). Об этом в пятницу в ходе пресс-конференции заявил председатель АМКУ Юрий Терентьев.
«Решение антимонопольного комитета о штрафе «Газпрому» подлежит выполнению, если решение не выполнено добровольно «Газпромом», будет обращение в суд со стороны антимонопольного комитета о принудительном взыскании этого штрафа», — подчеркнул украинский чиновник, добавив, что материалы для подачи иска уже готовы. Но точную дату Терентьев назвать не смог.
Речь идет о штрафе в 85 млрд грн (около $3,4 млрд по текущему курсу), который был наложен АМКУ в конце января текущего года. Само антимонопольное расследование в отношении «Газпрома» было инициировано еще весной 2015 года по поручению Арсения Яценюка, занимавшего на тот момент пост премьер-министра Украины.
Он заявил, что действия российской компании наносят ущерб украинской экономике, так как «Газпром» «действует на дискриминационных, фактически на неконкурентных условиях».
В декабре 2015 года АМКУ признал «Газпром» монополистом на рынке транзита газа. Терентьев уже тогда пригрозил оборотным штрафом (30% от оборота, связанного с нарушением).
Как говорил председатель АМКУ, объемы транзита российского газа через территорию Украины снизились с 92 млрд кубометров в 2010 году до 62 млрд кубов в 2014 году. Он указал, что стоимость услуг по транзиту в 2011 году составляла $3 млрд, в 2012 году — $2,9 млрд, в 2013 году — $2,8 млрд, а в 2014 году — $1,8 млрд. По словам Терентьева, это и есть сумма оборота. Правда, исходя из этих цифр, штраф должен был составить $3,15 млрд.
«Газпром» в ответ на предъявление штрафа выразил крайнее удивление, так как компания не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Украины, передавая НАК «Нафтогаз Украины» природный газ на западной границе России.
«Такое решение АМКУ не может рассматриваться ни в каком ином качестве, кроме попытки оказать давление на «Газпром», — подчеркнул холдинг в своем ответном заявлении.
Российская компания пыталась обратиться в украинские суды, однако хозяйственный суд Киева отклонил кассационную жалобу, а Киевский апелляционный хозяйственный суд и Высший хозяйственный суд Украины последовательно подтвердили это решение. Теперь у «Газпрома» осталась возможность обратиться лишь в Верховный суд Украины.
Но возникает вопрос, как Украина сможет на практике принудить «Газпром» к каким-либо выплатам и получить хоть какие-то деньги. «Я не вижу реалистичных способов взыскания штрафа с «Газпрома», — комментирует сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — К слову, это подтвердил даже Терентьев, который сказал, что «Газпром» не имеет активов в нашей стране».
По словам эксперта, теоретически возможен вариант реквизирования транзитного газа, который в газотранспортной системе (ГТС) Украины не меняет собственника и принадлежит «Газпрому». «На практике это вызовет грандиозный скандал и поставит вопрос о надежности Украины как транзитера, причем вопрос этот куда более будет волновать Евросоюз», — указывает эксперт.
«Фактически получается, что забрать у «Газпрома» для исполнения решения суда Украина ничего не сможет, так как компания бизнес на ее территории не ведет, а ГТС ему не принадлежит. Газ — единственное, что можно забрать, но тогда пострадают потребители, а это новые суды и иски», — указывает руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян.
Украинский эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский добавляет, что попытки отбора газа из транзитных объемов станут железным аргументом в пользу российских «потоков» (газопроводные проекты «Турецкий поток» и «Северный поток — 2», призванные исключить Украину из цепочки транзита).
Марунич считает, что в Киеве историю со штрафом рассматривают прежде всего как дополнительный аргумент в Стокгольмском арбитраже.
В настоящее время в Стокгольме рассматриваются встречные иски «Нафтогаза Украины» и «Газпрома». Украинская сторона требует в совокупности $26,6 млрд — сюда вошли и претензии по переплате (с точки зрения Киева) за российский газ, и по заниженной ставке транзита, и по уменьшению транзитных объемов. На этой неделе «Нафтогаз» пообещал еще увеличить сумму претензий по транзиту, но цифру не уточнил. Российская монополия в свою очередь требует $31,759 млрд (в основном это задолженности по поставкам и штрафы за недобор газа).
Но не стоит забывать, что Европейский союз сейчас поддерживает Украину, и нельзя исключать, что даже если Киев попытается реквизировать транзитный газ, обвинит Брюссель все равно Россию.
Похожая ситуация сложилась зимой 2008–2009 годов, когда из-за несанкционированного отбора газа (факт которого Украина до сих пор отрицает) «Газпром» был вынужден перекрыть транзит полностью и ряд стран Европы на несколько дней фактически остались без газа. ЕС тогда выдвинул претензии именно к «Газпрому», так как российская компания является владельцем газа до того, как он пересечет границу Украины со странами Евросоюза, и, с точки зрения Брюсселя, как владелец и добросовестный поставщик обязан был при любой ситуации обеспечить доставку топлива, невзирая на обстоятельства.
Представители «Газпрома» на запрос «Газеты.Ru» о комментарии не ответили.
Позднее в пятницу Антимонопольный комитет Украины выступил с еще одним громким заявлением. По мнению украинских антимонопольщиков, «Газпром» и другие участники газопроводного проекта «Северный поток – 2» должны согласовывать свои действия с АМКУ.
Согласно украинским законам, в случае отказа действия участников проекта будут признаны «доминирующим положением на рынке», цитирует АМКУ агентство ТАСС. И компании — участники проекта должны воздержаться от любых действий до предоставления им соответствующего разрешения. В связи с этим украинский антимонопольный орган предлагает всем заинтересованным сторонам обратиться к нему с соответствующим заявлением.
«Северный поток – 2» действительно затрагивает интересы Украины как страны-транзитера. Как ранее говорил Арсений Яценюк, ввод трубы в строй лишит Украину порядка $2 млрд транзитных доходов в год.
Ранее антимонопольное ведомство Польши высказалось против создания единой компании по СП-2. «Газпром» и пять европейских компаний — участников проекта собирались создать совместное предприятие (германские E.On и Wintershall, австрийская OMV, британо-нидерландская Shell и французская ENGIE), но Варшава сочла, что такое объединение может угрожать интересам польского потребителя. После того как Польша не одобрила создание СП, участники проекта отказались от такой схемы сотрудничества, но подчеркнули, что на его реализацию это никак не повлияет.
«Северный поток – 2» ориентирован на Евросоюз и напрямую затрагивает только его. А Украина, в отличие от Польши, членом ЕС не является. То есть «Северный поток – 2» никак не может быть доминирующим на украинском рынке.
Валентин Землянский указывает на противоречие в заявлениях Антимонопольного комитета Украины. «С одной стороны, АМКУ обвиняет «Газпром» в том, что тот монополизировал транзит, с другой — обвиняет его же за то, что компания прокладывает другой маршрут вне территории Украины», — говорит эксперт.
Проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку газопровода мощностью 55 млрд кубометров по дну Балтийского моря до побережья Германии. Труба пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку», мощность которого также составляет 55 млрд кубов.