Минэнерго выступило против повышения сборов для гидроэлектростанций за пользование водными ресурсами, находящимися в федеральной собственности, с целью развития речного транспорта. Как говорится в письме замминистра энергетики Вячеслава Кравченко в Минтранс (копия документа имеется в распоряжении «Газеты.Ru»), повышение сборов за водопользование может привести как к росту тарифов на электроэнергию для населения, так и к увеличению величины перекрестного субсидирования, когда рост цен на электроэнергию для населения сдерживается за счет увеличения тарифов для промышленности.
Идея введения «компенсационного платежа» для ГЭС принадлежит Минтрансу — ведомство предлагает создать Речной фонд для поддержания состояния речных путей. Этот фонд будет, по задумке Минтранса, работать по аналогии с автодорожной отраслью. Источниками финансирования планируется сделать акцизные и инфраструктурные сборы от пользователей рек, среди которых значатся и ГЭС. Необходимость создания фонда в Минтрансе объясняли тем, что финансирование поддержания внутренних водных путей в удовлетворительном состоянии требует больших средств (от 18 млрд до 21 млрд руб.), чем те, что выделяются в настоящее время (в текущем году — около 13,5 млрд руб.).
Из-за недофинансирования за последние 25 лет протяженность внутренних водных путей в России сократилась на 30%, с 67 тыс. до 48 тыс. км.
Однако в Минэнерго отмечают, что электросетевой комплекс в России находится «в сложном финансово-экономическом положении» и «дополнительная нагрузка на электросетевые компании только усугубит ситуацию и потребует дополнительной поддержки со стороны бюджетной системы государства». А водный налог для ГЭС и без того вырастет к 2025 году почти в 5 раз к уровню 2014 года, указывает директор ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.
Основной негативный эффект от нового сбора — рост цен на электричество.
В случае введения «компенсационного платежа» для ГЭС и роста платы за водопользование на 4 млрд руб. в год тарифная нагрузка на население может вырасти до 0,6–0,8 млрд руб. в год, считает министерство.
«Компании вынуждены будут компенсировать расходы, и это ляжет на плечи потребителей. Генерирующие компании и так демонстрируют минимальные прибыли», — уверен Миронов. По его словам, влияние государства на деятельность генерирующих компаний, связанное с новыми для них расходами, влечет за собой рост цен на электричество. Сейчас ГЭС, напротив, сдерживают цены на электроэнергию. В первой ценовой зоне, где доля ГЭС в энергобалансе около 15%, цена составляет сейчас более 1300 руб. за МВт·ч, а во второй ценовой зоне, где доля ГЭС более 50%, — менее 800 руб., а иногда опускается до 300 руб.
Сложности с учетом сбора могут возникнуть и в борьбе с проблемой перекрестного субсидирования. Как отмечают в Минэнерго, объем перекрестного субсидирования уже составляет 205 млрд руб. За последние пять лет этот показатель увеличился в полтора раза, с 133 млрд руб. Переломить тренд и начать снижать величину перекрестного субсидирования — одна из главных задач в энергетике, отраженная в распоряжении, постановлении и поручении правительства 2013, 2014 и 2015 годов, однако с учетом предполагаемого налога это сделать не удастся.
Кроме того, негативный эффект от «компенсационного платежа» скажется и на инвестиционной деятельности компаний, в том числе крупнейшего в России владельца ГЭС — «РусГидро» (более 66% акций находится в государственной собственности).
<2>В Минэнерго отмечают, что увеличение платы ГЭС за водопользование в интересах речного транспорта снизит прибыль компании на 3,2–3,4 млрд руб. в год. В 2015 году «РусГидро» уже отчиталась о снижении чистой прибыли на 2,2%, до 30,02 млрд руб.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин указывает на то, что сбор отразится на финансовых показателях гидрогенерирующих компаний. Это повлечет за собой трудности с финансированием инвестиционных программ. Привлечь дополнительные заемные средства на эти цели также будет затруднительно, поскольку показатель соотношения долга «РусГидро» к EBITDA уже составляет 3,1 (по состоянию на январь 2016 года), что выше уровня, «приемлемого с точки зрения финансовой устойчивости».
При этом сами инвестиционные проекты «РусГидро» в некоторых случаях демонстрируют удорожание, поскольку в первоначальных сметах строек на Дальнем Востоке не учитывалась необходимость строительства внеплощадочных объектов. Это может стать дополнительной нагрузкой для бюджета. Пострадать могут и инвестиционные проекты «Евросибэнерго», которая ведет масштабную модернизацию сибирских ГЭС. По информации «Газеты.Ru», вопрос о создании Речного фонда может быть рассмотрен на президиуме Госсовета уже в понедельник.