Brexit смягчению не поддается

Банк Англии понизил ключевую ставку до исторического минимума

Петр Орехин
Reuters
Банк Англии опустил ключевую ставку до минимального уровня за всю историю — 0,25%. Также он увеличил объем выкупа облигаций до £435 млрд. Таким образом регулятор пытается смягчить последствия Brexit. Но многие экономисты уверены, что ультрамягкая денежно-кредитная политика не даст никакого эффекта.

Как и ожидали аналитики, Банк Англии опустил ключевую ставку с 0,5 до 0,25%. Предыдущее понижение произошло в марте 2009 года. Кроме того, регулятор увеличил общий объем программы выкупа гособлигаций с £375 млрд до £435 млрд. Еще £10 млрд будут потрачены на покупку корпоративных долговых обязательств. Коммерческим банкам предполагается выделить до £100 млрд на увеличение кредитования бизнеса.

Ставка снижена с учетом решения большинства участников референдума в пользу выхода Великобритании из Евросоюза (Brexit).

«После референдума о выходе Соединенного Королевства из состава Евросоюза обменный курс упал, а перспективы роста в краткосрочной и среднесрочной перспективе заметно ослабли. Недавние исследования деловой активности, уверенности и оптимизма свидетельствуют о том, что ВВП Соединенного Королевства, вероятно, продемонстрирует лишь небольшой рост во второй половине этого года», — указал Банк Англии.

Деловая активность в июле действительно оказалась на минимальных уровнях за несколько лет. Индекс PMI в сфере услуг показал наименьшее значение с 2009 года, снизившись с июньских 52,3 пункта до 47,4 пункта (показатель ниже 50 пунктов свидетельствует о спаде, выше — о росте в секторе). PMI в промышленном секторе упал до 48,2 пункта с 52,4 пункта в июне. Это минимум с февраля 2013 года.

После решения британцев выйти из ЕС посыпались оценки, согласно которым темпы роста ВВП страны непременно снизятся уже в этом году, хотя рецессию никто не прогнозирует. Национальный институт экономических и социальных исследований Великобритании считает, например, что экономика вырастет на 1,7% в 2016 году, и на 1% в 2017-м. Банк Англии 4 августа понизил прогноз на 2017 год с 2,3 до 0,8%, на 2018 год — с 2,3 до 1,8%.

Впрочем, в самой Великобритании достаточно скептиков, уверенных в том, что новый раунд смягчения денежно-кредитной политики не принесет желаемого результата. Газета The Guardian опубликовала письмо 35 британских экономистов, в котором они обосновывают бессмысленность и даже вредность действий регулятора.

Они напоминают, что мягкая денежно-кредитная политика длится уже семь лет и пока не принесла желаемого эффекта (ключевая ставка Банка Англии находится на уровне ниже 2% годовых с января 2009 года). Действительно, если посмотреть статистику, то после двух лет рецессии (2008–2009 годы), темпы роста ВВП Великобритании только один раз были достаточно высокими — в 2014 году экономика выросла на 3,1%, сообщает Eurostat. В прошлом году ВВП вырос на 2,2%, а в остальные годы темпы роста составляли 1,3–1,9%.

«Дальнейшее снижение процентных ставок не окажет значительного влияния на экономику Великобритании. Кроме того, дальнейшее расширение программы QE является неправильным решением для сегодняшних экономических проблем», — говорится в письме.

Экономисты подчеркивают, что выкуп активов был актуален в момент кризиса, когда банки нуждались в дополнительной ликвидности. Сейчас же новые вливания приведут лишь к росту долгов.

По данным Eurostat, за последние 10 лет Великобритания ни разу не свела бюджет с профицитом. Минимальный размер дефицита в 2,9% ВВП был зафиксирован в 2006 году, максимальный (10,7% ВВП) — в 2009 году. В прошлом году дефицит составил 4,4%.

Естественно, что дефицит покрывается заимствованиями. За те же самые 10 лет госдолг вырос в два с лишним раза — с 41,5% ВВП в 2005-м до 89,2% ВВП в 2015-м. По итогам прошлого года Соединенное Королевство было должно £2,266 трлн. И это только госдолг, а ведь сопоставимые суммы задолжали и корпоративный сектор, и домохозяйства.

Экономисты «группы 35» отмечают также, что новый раунд смягчения денежно-кредитной политики приведет к росту неравенства из-за раздувания цен на активы.

Аналитики инвесткомпаний указывают также на риск ускорения инфляции из-за смягчения денежно-кредитной политики и Brexit, поскольку курс фунта стерлингов значительно снизится. С начала года он уже подешевел примерно на 9% к доллару США, а после решения Банка Англии о понижении ставки потерял уже около 1,5%.

Стоит отметить, что в июле на своем первом после Brexit заседании английский регулятор не стал менять параметры денежно-кредитной политики. Точно так же поступили и другие ведущие нацбанки мира — Европейский ЦБ, Банк Японии, Федеральная резервная система США и Банк России.

Пауза в принятии решений была связана с тем, что набор инструментов реагирования на новые риски очень скудный. Почти все развитые страны уже не один год проводят мягкую политику, с низкими (а некоторые и отрицательными) ставками и программами выкупа активов (количественное смягчение, QE).

Кроме того, все ждали решения ФРС, которая, в отличие от регуляторов Европы, Великобритании, Японии, завершила уже три раунда QE и начала постепенно повышать ключевую ставку. Но в конце июля Федрезерв оставил ставку без изменений и, вероятно, теперь отложит повышение до конца года.

Артур Навроцкий, аналитик по рынку ценных бумаг с фиксированной доходностью «ИК ВЕЛЕС Капитал», полагает, что американский регулятор остается во многом заложником внешних факторов.

«Его позиция в последнее время зависит больше от динамики финансовых рынков, чем от макроэкономических условий в стране. За последний год денежные власти меняли взгляд на состояние экономики несколько раз», — говорит он.

По его мнению, рынки настроены на сохранение прежних монетарных параметров до конца года, на что указывают низкие доходности казначейских обязательств и рынки производных инструментов, несмотря на ралли рисковых активов. «Кроме того, история показывает, что в период президентских выборов монетарные преобразования проводились довольно редко», — подчеркивает Артур Навроцкий.

Что касается ЕЦБ, то аналитик предполагает, что регулятор на ближайшем заседании попытается оправдать надежды инвесторов и намекнет на дополнительные стимулы, но их введение будет отложено на более поздний срок.

В свою очередь Андрей Шенк, аналитик УК «Альфа-Капитал», считает, что уже на ближайших заседаниях осенью ЕЦБ и Банк Японии могут расширить свои стимулирующие программы. Но только если посчитают, что текущего объема недостаточно для достижения целей.

«ФРС, скорее всего, не будет спешить с повышением ставки, и, вероятно, мы увидим не более одного повышения ставки в конце этого года, и даже вероятно, что рост ставок может произойти только в следующем году», — прогнозирует Андрей Шенк.

Артур Навроцкий отмечает, что поскольку программы монетарного стимулирования не дают желаемого эффекта, а деньги зачастую попадают на финансовые рынки, а не в реальный сектор, все больше респондентов говорят о «вертолетных деньгах».

Под «вертолетными деньгами» сегодня понимается раздача денег домохозяйствам или компаниям, чтобы стимулировать потребление и инвестиции. Именно такой совет содержится в письме 35 британских экономистов.

«Вместо политики, направленной на раздувание пузырей и увеличение задолженности домохозяйств, казначейство и банк должны сотрудничать, чтобы напрямую стимулировать совокупный спрос в реальной экономике», — пишут они.

Напечатанные деньги могут быть использованы для финансирования инвестиций в инфраструктурные проекты, повышение доходов предприятий и населения и увеличение производственных активов государственного сектора. Кроме того, деньги могут быть использованы для снижения налогов или прямых выплат домохозяйствам.

Заметим, что этот подход категорически отвергается Банком России. Отечественный регулятор считает, что только низкая инфляция (4% на конец 2017 года), рыночные реформы, а также сокращение дефицита бюджета (в этом году он прогнозируется на уровне 3,2% ВВП) могут обеспечить устойчивый экономический рост. Любые варианты программ количественного смягчения или эмиссионного финансирования потребления и инвестиций считаются вредными, а инициаторов таких идей обвиняют по меньшей мере в некомпетентности.