Правительство Японии одобрило пакет мер стимулирования экономического роста в размере 28,1 трлн иен (около $274 млрд по текущему курсу). 3,4 трлн иен ($33,7 млрд) будет направлено на решение демографических проблем страны, страдающей от стремительного старения населения. В частности, план предполагает строительство детских садов, улучшение условий труда их сотрудников, а также снижение страховых выплат со стороны работодателей, чтобы помочь обеспечить более длительный отпуск по беременности и родам. Еще 6,2 трлн иен ($61,4 млрд) будут направлены на инфраструктурные проекты: главным из них станет запуск к 2045 году ветки поездов на магнитной подушке между Токио и Осакой.
1,3 трлн иен потратят на помощь японским компаниям, ведущим бизнес в Европе, для снижения рисков, вызванных Brexit, 2,7 трлн иен ($26,7 млрд) — на меры по оказанию помощи пострадавшим от апрельских землетрясений в провинции Кумамото и от цунами 2011 года.
Главной целью пакета мер является стимулирование потребительского спроса. Для решения этой задачи японские власти также планируют начать ежемесячные выплаты в размере 15 тыс. иен ($147) людям с низкими доходами, число которых в Японии составляет около 22 млн человек.
О том, каким образом это будет реализовано в жизнь, пока не уточняется. Ранее СМИ сообщали, что способом стимулирования спроса может стать выдача ваучеров на товары первой необходимости.
Расходы государственного и региональных бюджетов Японии составят 7,5 трлн иен ($71 млрд) из всего пакета мер. В текущем финансовом году бюджеты разных уровней выделят для стимулирования экономики 4,6 трлн иен ($45 млрд), что составляет 0,9% от ВВП Японии. Около 6 трлн иен ($61 млрд) будут взяты из программы налоговых инвестиций и кредитования.
Все эти меры должны справиться с основными экономическими проблемами Японии — дефляцией, слабым потребительским спросом и низким уровнем роста ВВП, а также старением населения.
Официальных данных по темпам роста ВВП Японии во втором квартале 2016 года еще нет, они будут опубликованы 15 августа. Согласно опросу 43 аналитиков, экономический рост в Японии в период с апреля по июнь замедлился до 0,1% против 1,9% в первом квартале, пишет The Wall Street Journal. При этом одной из целей правительства Синдзо Абэ значится рост ВВП страны на 20% к 2020 году.
К тому же японская экономика страдает от низких цен на нефть и высокого курса иены, который подрывает конкурентоспособность экспорта.
Все эти меры, по мнению аналитиков, не приведут к стремительному увеличению темпов роста ВВП Японии.
»[В пакете мер] нет ничего удивительного. В прошлом году из бюджета было направлено 3,3 трлн иен, в этом году будет 4,6 трлн иен», — рассказал в разговоре с Financial Times экономист токийского отделения UBS Дайцзу Аоки. По его мнению, новые вливания дадут импульс экономическому росту лишь в 0,1–0,2% от ВВП.
Разочарованы инвесторы были и пятничным решением Банка Японии, который не решился на дальнейшее снижение процентной ставки, уже находящейся в отрицательной зоне, но увеличил ежегодный объем покупок ценных бумаг торгуемых инвестфондов (ETF) с 3,3 трлн до 6 трлн иен ($56,7 млрд).
Все эти проблемы характерны не только для Японии, но и для других развитых экономик. Так, Евросоюзу пока не удается достичь целевого показателя инфляции в 2%. В июне она составляла лишь 0,1% год к году. Для стимулирования экономики Европейский центральный банк использует программу покупки облигаций: ежемесячно на эти цели выделяется около €80 млрд.
В США программа количественного смягчения уже завершилась: третий раунд закончился в конце 2014 года. Тогда объем выкупа ипотечных ценных бумаг и гособлигаций в рамках третьего раунда составлял $85 млрд ежемесячно.
Одобренный японским правительством пакет мер может оказать некоторую помощь экономике, но в одиночку он не создаст устойчивый стимул к росту, уверен главный экономист японской Meiji Yasuda Life Insurance Юичи Кодама.
По его словам, необходимо провести глубокие структурные изменения, иначе японская экономика продолжит стагнировать вокруг тех показателей, которые имеются в настоящее время. Эти изменения должны включать ослабление регулирующей роли государства в таких секторах, как сельское хозяйство, здравоохранение, образование.