Заявление Банка Японии будет сделано только в пятницу, 29 июля, по итогам двухдневного заседания. Но ожидания инвесторов однозначны. Процентную ставку в Японии снизят, а денежно-монетарная политика продолжит смягчаться. Такие прогнозы сделали две трети из опрошенных Bloomberg аналитиков. Такое единство мнений о грядущем объявлении по монетарной политике Банка Японии аналитики не демонстрировали ни разу за последние три года.
Опрос, проведенный Reuters, показал еще большее единогласие в среде аналитиков: 85% опрошенных экономистов склоняются к тому, что Банк Японии еще сильнее смягчит денежно-кредитную политику.
Процентная ставка Банка Японии находится на уровне минус 0,1% с января текущего года. Это было сделано, чтобы понизить процентные ставки по банковским кредитам и дать импульс потребительскому сектору и инвестиционной активности, объяснял в январе глава регулятора Харухико Курода. Тогда же Банк Японии заявил, что ставка может уйти «еще дальше в негативную плоскость при необходимости». Кроме этого, регулятор обещал продолжить скупать гособлигации, чтобы ежегодно увеличивать количество денег в экономике на 80 трлн иен ($650 млрд).
Уверенность инвесторов в дальнейшем смягчении политики поддержали и сообщения в СМИ: накануне начала заседания издание The Wall Street Journal сообщило, что японский минфин думает о выпуске 50-летних облигаций.
Это будут самые длинные долговые бумаги, которые правительство Японии эмитировало с 40-х годов прошлого века. Правда, позднее японский минфин опроверг эту информацию. Но предположения о том, как еще финансовые власти могут стимулировать экономику, стали с тех пор еще более смелыми.
В среде инвесторов вновь вспомнили о так называемых «деньгах с вертолета» — термине, который обозначает программу прямого вливания средств в рынок со стороны регулятора. Японские власти ранее неоднократно говорили о том, что не планируют использовать подобный метод оживления экономики. Но участники рынка все чаще замечают, что проводимая Банком Японии монетарная политика все больше напоминает именно такой способ борьбы с низкими темпами экономического роста.
За применение метода «денег с вертолета» в японской экономике выступает бывший глава Федеральной резервной службы США Бен Бернанке, который как раз встречался с японским премьером Синдзо Абэ и Харухико Куродо в июле этого года.
Возможно, именно после встречи с Бернанке Банк Японии решился на подготовку новых пакетов экономических мер по стимулированию экономики на 28 трлн иен ($266 млрд), о которых он объявил 27 июля. Из них, как ожидается, 6 трлн иен придется на прямые вливания ликвидности в рынок. Программу кабинет министров рассмотрит во вторник, 2 августа.
Япония, третья по величине ВВП страна в мире, погрязла в экономической стагнации. Более 15 лет страна страдает от дефляции, которая провоцирует сокращение производства и инвестиций.
Потребительские цены в Японии в апреле снизились на 0,3% год к году, в мае — на 0,4%, в июне — также на 0,4%. Несмотря на все попытки Банка Японии, достичь целевого уровня инфляции в 2% пока не удается.
Еле заметными темпами растет и ВВП Японии. Объявленная премьером Синдзо Абэ программа смягчения денежно-кредитной политики, сокращения расходов и проведения структурных реформ длится уже три года, но темпы роста ВВП продолжают стагнировать вокруг 1%. Чуть превзошел ожидания аналитиков экономический рост в первом квартале 2016 года: он подскочил до рекордного для Японии уровня 1,7%.
Но все равно Японии пока не удается достигнуть целевого показателя в 5,6%, заявленного правительством Синдзо Абэ. А это значит, что к 2020 году Япония не сможет довести уровень ВВП до 600 трлн иен ($5,7 трлн).
Это уже признали японские власти: недавно было объявлено, что при текущем темпе экономического роста номинальный ВВП, как ожидается, увеличится только до 551 трлн иен к началу фискального 2020 года (в Японии он начинается в апреле).
Против японской экономики играет и ее привлекательность в глазах инвесторов. В нынешних условиях, когда развивающиеся экономики демонстрируют повышенную волатильность, инвесторы ищут «безопасную гавань» для своих активов. Таковой считается японская иена. И в 2016 году на фоне вывода средств из развивающихся экономик японская валюта вновь начала расти, подрывая конкурентоспособность японского экспорта.
«Банк Японии попал в безвыходное положение. Даже если регулятор смягчит монетарную политику и в этот раз, рынки продолжат просить все больше и больше [ликвидности]», — отметил в разговоре с Reuters главный экономист японского аналитического центра Totan Research Изуру Като. По его словам, когда у центробанка в арсенале остается так мало инструментов, как у Банка Японии, это свидетельствует о неправильно выбранной стратегии.