Польша возражает против создания совместного предприятия по проекту газопровода «Северный поток – 2». Об этом говорится в релизе Управления охраны конкуренции и потребителей Польши (UOKiK), опубликованном в пятницу. Речь идет об акционерном соглашении по СП-2, которое еще в прошлом году заключили «Газпром», германские E.On и Wintershall, австрийская OMV, британо-нидерландская Shell и французская ENGIE. По этому соглашению у «Газпрома» будет 51% в СП, остальные акционеры, кроме французов (им достанется 9%), получат по 10%.
UOKiK с помощью игроков польского газового сектора (среди которых была компания Europol Gaz — оператор польского участка газопровода Ямал – Европа, по которому российский газ поступает не только в саму Польшу, но и через ее территорию транзитом в ЕС) провело рыночное расследование.
Результаты анализа, как сообщает UOKiK, показали, что консолидация указанных компаний по проекту СП-2 может привести к ограничению конкуренции.
В частности, польское антимонопольное ведомство указывает, что «Газпром» уже занимает доминирующее положение по поставкам газа в Польшу и сделка по «Северному потоку – 2» может еще больше усилить переговорные позиции российской компании по отношению к польским потребителям.
Заявление Польши не является окончательным решением. Теперь заинтересованные стороны в течение 14 дней могут представить свою точку зрения по вопросу, говорится в сообщении UOKiK. Также они могут потребовать удвоить этот срок.
Как сообщили «Газете.Ru» в «Газпроме», российская компания и ее партнеры по СП-2 готовят совместный ответ на возражения UOKiK.
«Решение польского антимонопольного регулятора не может быть принято до окончания установленного законом срока на подготовку ответа на «Заявление о возражениях», — подчеркивают в «Газпроме».
Во вторник глава совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что решение Польши по второму «Северному потоку» ожидается к 31 августа. На прошлой неделе он же говорил, что у проекта хорошие перспективы и, по его мнению, польская сторона «должна согласовать».
Проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку газопровода мощностью 55 млрд кубометров по дну Балтийского моря до побережья Германии. Труба пройдет параллельно уже действующему «Северному потоку». Его мощность также составляет 55 млрд кубов, 51% принадлежит «Газпрому», у германских Wintershall и E.On — по 15,5%, у нидерландской Gasunie и у ENGIE — по 9%.
Однако Польша ранее неоднократно выступала против «Северного потока – 2», называя его «политическим» и «экономически необоснованным».
Так, польский президент Анждей Дуда говорил, что проект вредит Евросоюзу в целом, нарушая равновесие в диверсификации поставок газа, к которому стремится ЕС. Глава МИД Польши Витольд Ващиковский в свою очередь говорил об «эгоистическом стремлении» отдельных стран Евросоюза к самостоятельности в вопросах энергетической политики. Тогда как СП-2, по словам министра, не только наносит урон энергобезопасности ЕС, но и угрожает стабильности Украины.
Дело в том, что СП-2 в первую очередь ориентирован именно на исключение из цепочки поставщиков Украины, которая в связи с этим первая выступила против его реализации. Как говорил занимавший на тот момент пост премьер-министра Арсений Яценюк, запуск «Северного потока – 2» лишит Украину $2 млрд транзитных доходов в год.
В связи с этим Киев неоднократно обращался к Еврокомиссии с требованием запретить второй «Северный поток».
По контракту, заключенному до 2022 года, Польша ежегодно закупает до 10,2 млрд кубометров российского газа при общем потреблении около 15 млрд кубов. В 2015 году поставки из России были заметно ниже контрактного максимума — 8,91 млрд кубометров, по данным «Газпром экспорта». При этом только 3,7 млрд кубов из этих объемов поступали через территорию Украины.
В связи с этим, по словам главы East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, Польше реализация СП-2 практически ничем не угрожает. «Польша обеспокоена больше чрезмерной концентрацией поставок российского газа в одном транспортном коридоре, что входит в противоречие с политикой ЕС по диверсификации», — поясняет эксперт.
«Возражения Варшавы являются чисто политическими, так как никакой экономической логики в них нет», — комментирует глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Однако польское антимонопольное законодательство предусматривает возможность вмешательства Польши в случае, если некий проект на территории ЕС с участием компаний из стран, не входящих в Евросоюз, может нанести ущерб интересам польских потребителей. Кстати, аналогичный пункт есть и в законодательстве Германии, однако Берлин СП-2 уже одобрил.
Но доказать, что «Северный поток – 2» нарушает интересы Польши, по словам Симонова, будет практически невозможно.
Возражения Варшавы выглядят тем более странно, что в конце июня стало известно о том, что Польша запросила 11 млрд кубометров газа именно через СП-2.
Об этом говорил член правления Wintershall Тис Тиссен в ходе международной конференции «Перспективы энергетического сотрудничества Россия – ЕС. Газовый аспект». А в конце мая Польша заявляла, что не намерена продлевать действующий контракт по поставкам газа из России после его истечения.
Не исключено, что именно с последним фактом и связаны возражения UOKiK. Михаил Корчемкин полагает, что Польша действительно намерена полностью отказаться от прямого контракта с «Газпромом», закупая российский газ по схеме виртуального реверса у Германии и Великобритании. Такая схема подразумевает, что физически газ до конечного потребителя не доходит, оставаясь у страны-транзитера (в данном случае как раз Польши). А цена «Газпрома» для немцев и англичан, по словам Корчемкина, ниже, чем для поляков. Кстати, ранее Польша неоднократно требовала пересмотра цены, и отказаться от продления контракта с Россией она решила именно из-за стоимости российского газа.
«Доминирование газа из России на рынке Германии, которое вызовет введение в строй СП-2, может повлиять на цены, и это затронет Польшу», — объясняет Корчемкин.
Пока, впрочем, у второго «Северного потока» хватает проблем и без Польши. Против проекта также выступают Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия и Литва. Руководство этих стран ранее обращалось в Еврокомиссию, указывая, что российский проект несет угрозу энергобезопасности стран Центральной и Восточной Европы.