В 2016 год европейская авиаотрасль вступила в полной уверенности, что ее ждет наращивание доходов: во многом это было обусловлено значительным падением стоимости топлива. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), общая прибыль перевозчиков Старого Света в 2015 году составила $7,4 млрд, и в конце декабря их специалисты прогнозировали годовой рост показателя до $8,5 млрд. Однако в июне этого года IATA была вынуждена пересмотреть прогноз до $7,5 млрд.
Теракты в Европе и Египте, Brexit Великобритании, попытка военного переворота в Турции и массовые забастовки сотрудников авиаотрасли — все это нанесло по перевозчикам сильный удар.
В итоге компании вынуждены снижать цены на билеты, чтобы заполнить самолеты — и это в высокий сезон, когда перевозчики традиционно генерируют основную часть прибыли.
«В этом году терактов гораздо больше, чем когда-либо», — цитирует главу британского авиаперевозчика EasyJet Кэролин Маккол The Wall Street Journal. По ее словам, все события, всколыхнувшие Европу за последние месяцы, сильно ударили по потребительской уверенности, а авиакомпании не попадали в столь сложные условия уже много лет.
Многие ключевые игроки рынка уже сообщили о снижении доходов. Так, в Lufthansa ожидают падения выручки на 8–9% во второй половине года.
Снизилось и количество заблаговременных бронирований билетов, в особенности на большие расстояния: туристы из Северной Америки и Азии не спешат лететь в Европу, потрясенную громкими терактами. Дополнительным ударом по Lufthansa стали массовые забастовки ее сотрудников. По данным авиакомпании, которые приводит Bloomberg, доходы Lufthansa за первое полугодие составили €15 млн, что на 2,6% ниже аналогичного показателя в прошлом году. При этом перевозчик не ждет быстрого восстановления ситуации.
Тем временем британская EasyJet продолжает вынужденную распродажу билетов по сниженной цене и прогнозирует падение прибыли с каждого проданного билета на 7,5% в ближайшей перспективе.
«Ранее нам никогда не приходилось стимулировать людей покупать билеты на июнь и июль, но в этом году мы сделали это, — рассказала журналистам глава EasyJet Кэролин Маккол. — С точки зрения покупателя, это прекрасно; с точки зрения бизнеса, столь низкие цены в горячий сезон — это плохо».
Еще один отрицательный для компании фактор — британский референдум, который спровоцировал падение фунта стерлингов до 31-летнего минимума. Это, в свою очередь, повлекло за собой подорожание топлива для британских авиакомпаний, которое традиционно закупается в долларах США.
Только из-за Brexit EasyJet может в этом году потерять дополнительные 80 млн фунтов стерлингов, отметила Маккол.
Референдум оказал влияние не только на британские компании. Глава ирландской Ryanair Райан О'Лири сообщил о намерении направить новые самолеты на более перспективные направления, чем Британия, чтобы избежать расходов. Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air намерена теперь более умеренно наращивать полеты в Великобританию (с 30 до 15% в зимний период). Как отметили в Wizz Air, из-за падения фунта стерлингов билеты, приобретаемые в этой валюте, будут приносить меньший доход в пересчете на евро. Поэтому Wizz Air переориентирует часть самолетов, ранее летавших в Соединенное Королевство, на другие направления.
Откликнулись на референдум и американские авиакомпании. Так, в Delta Airlines рассказали о намерении сократить количество скидок на зимние перелеты в Великобританию из США в ответ на Brexit. Также представитель United Continental Holdings сообщил, что в скором времени авиакомпания оценит угрозы, связанные с исходом референдума, и примет необходимые меры, чтобы избежать серьезных потерь.