Лекарства в дефиците
На не учтенные антикризисным планом расходы требуется дополнительно 62,8 млрд руб., или 9% от его общей стоимости (684,12 млрд руб.). Деньги требуются на статьи плана, утвержденные в начале года, но не имеющие источников финансирования.
Как следует из отчета правительства об исполнении антикризисного плана, с которым ознакомилась «Газета.Ru», пока наиболее дорогостоящими считаются допрасходы на социальную защиту и государственную поддержку сфер занятости. Общий дефицит бюджетного финансирования по этим статьям на конец июня 2016 года оценен в 35,8 млрд руб.
Денег не хватает на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, в том числе по онкологическим заболеваниям (27,9 млрд руб. с учетом обязательств региональных бюджетов) и на лекарства для больных гемофилией, болезнью Гоше и других нозологий (8,8 млрд руб.). Общая сумма на дополнительное лекарственное обеспечение, финансируемое из федерального и регионального бюджетов, может оказаться и выше. В переписке Минздрава, Минфина и Минэкономразвития указано, что
дефицит лекарственных препаратов ожидается и для инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), «что не позволит обеспечить лекарственной терапией вновь выявленных пациентов, а также возможно прерывание лечения у пациентов, уже получающих лекарственную терапию».
Дополнительное финансирование (5,1 млрд руб.) требуется и на целевую поддержку моногородов за счет средств НКО «Фонд развития моногородов». Кроме того, Минэкономразвития предлагает выделить из антикризисного фонда 10 млрд руб. для стимулирования создания новых малых и средних предприятий. Ведомство уже подготовило необходимый для этого проект распоряжения правительства, но Минфином в согласовании этого проекта отказано. Дополнительные 3 млрд руб. потребовались и на расширение программы грантов малым инновационным предприятиям, которые распределяет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Индексация пенсий не приоритет для трат
Все дополнительные расходы должны быть определены правительством по итогам исполнения бюджета в первом полугодии. При формировании антикризисного плана в начале 2016 года решили, что бóльшая его часть (468,32 млрд руб.) будет профинансирована из федерального бюджета. Другой источник финансирования — антикризисный фонд, из которого на план уже зарезервировано 176 млрд руб. Из документов к отчету следует, что в первом полугодии Минфин предпочитал тратить средства федерального бюджета. При этом бóльшая часть расходов пришлась на субсидии региональным бюджетам. По этому пункту 208,2 млрд руб. из предусмотренных 310 млрд руб. уже поступили в регионы.
Такая же стабильность финансирования отмечена и в пункте финансового оздоровления Внешэкономбанка. В антикризисном плане ВЭБ отнесен к той категории получателей, у которой «объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в первом полугодии 2016 года». Но как следует из отчета, помощь от правительства банк уже получил из двух источников. В феврале и марте на депозитах в ВЭБе размещены 100 млрд руб. средств федерального бюджета. Кроме того, с марта банк получает субсидии в виде имущественного взноса на компенсацию части затрат по внешним заимствованиям на рынках капитала. Уже перечислено две субсидии на общую сумму 109,5 млрд руб. — 73,8 млрд руб. в марте и 35,7 млрд руб. 27 июня. «Перечисление третьего транша планируется осуществить на основании обращения Внешэкономбанка в сентябре текущего года», — говорится в отчете.
Значительно более медленными темпами доводятся средства антикризисного фонда — переведена только шестая часть из его уже распределенной части. Кроме того, с источниками и размером финансирования самого политизированного пункта антикризисного плана, предусматривающего вторую индексацию страховой пенсии, в правительстве до сих пор не определились.
В отчете приведен лишь длинный перечень переписки между Минтрудом, Пенсионным фондом, Минфином и Минэкономразвития, из которой следует, что после целой серии безуспешных согласительных совещаний 30 июня в Белый дом поступил доклад о вариантах возможной индексации. Дискуссия в Белом доме засекречена.
Инкогнито ее участники рассказывают о том, что «диапазон разногласий составляет от 4 до 8,5% индексации, а Минфин выступает за отказ от индексации».
Антикризисные меры теряют обоснование
Отметим, что в сопровождающем отчет об исполнении плана обзоре экономической ситуации, подготовленном Минэкономразвития, подчеркивается, что кризис за последние полгода утих, а экономика начала восстанавливаться. За пять месяцев ВВП сократился всего лишь на 1% к соответствующему периоду прошлого года. За этот же период ведомство отмечает рост производства в добывающих отраслях (2,8%), в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (0,1%). В целом промышленное производство за этот период выросло на 0,1%.
Также сообщается и о «завершающей стадии адаптации потребителей к падению доходов». Оживить потребительский спрос Минэкономразвития считает возможным при условии «относительно крепкого рубля и снижающейся инфляции» и отмечает повышенную активность на отдельных рынках, например восстановление ипотечного кредитования.
Подчеркивается и стабильная ситуация на рынке труда. По данным ежемесячного мониторинга, проводимого Минтрудом, численность безработных граждан, зарегистрированных в службах занятости, на 8 июня 2016 года составила 0,99 млн человек. Т.е. уровень безработицы составил 5,8% экономически активного населения, «что в целом соответствует аналогичному периоду прошлого года». Поэтому потребность «в дополнительных бюджетных ассигнованиях на выплату пособия по безработице на 1 июля 2016 года отсутствует». В антикризисном плане на эти цели зарезервировано до 5,5 млрд руб. на весь 2016 год.
Денег всем не достанется
Из переписки ведомств к отчету следует, что в правительстве уже идет обсуждение сокращения расходов и по ряду других статей антикризисного плана. Прежде всего за счет средств ФНБ.
Так, по плану 38,9 млрд руб. ФНБ были обещаны ОАО «РЖД» на финансирование проекта «Приобретение тягового подвижного состава». Эти деньги планировалось выделить до марта 2016 года, но для этого требовалось получить отдельное указание президента Владимира Путина на использование средств ФНБ. Такого поручения в правительстве не получали.
Президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров 16 июня уже сообщал, что компания привлекла с помощью облигаций на рынке 25 млрд руб. на закупку локомотивов вместо средств ФНБ. В компании этот размер считают предельным, так как уже достигнутое предельное соотношение чистого долга/EBITDA ограничивает дальнейшее увеличение кредитного портфеля. В отчете правительства сообщается о том, что работа по актуализации паспорта проекта и замещение средств ФНБ заемным финансированием, привлекаемым на открытом рынке и собственными средствами компании, продолжается.
Кроме того, Минэкономразвития не удалось возобновить программу госгарантий по кредитам, привлекаемым в рамках проектного финансирования. «Это напрямую связано с отказом Банка России осуществлять рефинансирование кредитов, предоставляемых уполномоченными банками для финансирования инвестиционных проектов, которые могут быть отобраны для участия в программе в 2016 году», — говорится в материалах к отчету. Определить объем госгарантий по плану предполагалось в мае. Но Минфин поддержал Банк России и в свою очередь направил в правительство доклад о нецелесообразности продолжать эту программу.
Не исполнен и пункт, предусматривающий выделение 13 млрд руб. на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции. Этот пункт должен был быть исполнен в марте 2016 года. В мае правительство согласилось выделить на эти цели 7,5 млрд руб., «но Минфин по состоянию на 27 июня до Минпромторга средства не доводил», сообщается в отчете.
Отметим, что в отчете нет прямых указаний на немедленный отказ от исполнения его пунктов или сокращение объемов финансирования, но ссылки на многочисленные согласования не гарантируют получателям антикризисной помощи в этом году в полном объеме.
Кроме того, итоги исполнения плана правительство подведет до объявления Минфином официальных итогов исполнения федерального бюджета. Этих итогов, от которых зависит финансирование значительной части статей антикризисного плана, в правительстве ждут только 15 июля.
Поэтому продолжение дискуссии о том, стоит ли финансировать текущий антикризисный план в полном объеме, совпадает с началом дискуссии о размерах и источниках финансирования бюджетных расходов на предстоящую трехлетку в 2017–2019 годах.
На прошлой неделе, когда правительство утвердило предельные объемы расходов на госпрограммы и заморозило расходы бюджета до 2020 года на уровне 15,78 трлн руб., тем самым согласившись снижать расходы бюджета в номинальном выражении уже в текущем году, аргументы в пользу роста текущих расходов в Белом доме уже были отвергнуты. На совещании во вторник пока предлагается считать антикризисный план 2016 года исполненным в части подготовки нормативных документов — в установленные сроки ведомствами представлены в правительство доклады и проекты постановлений.