Еврокомиссия запустила официальную дисциплинарную процедуру против Испании и Португалии. Все дело в допущенном чрезмерном дефиците бюджета в 2014 и 2015 годах.
Как отмечается в пресс-релизе Еврокомиссии, за годы, прошедшие с момента финансового кризиса 2008–2009 годов, обе страны провели значительные структурные реформы, однако цели они так и не достигли.
«В последнее время страны свернули с намеченного пути по исправлению повышенного дефицита и не выполнили бюджетные цели», — заявил вице-председатель комиссии Валдис Домбровскис.
Португальские политики уже отреагировали на претензии. Глава партии «Левый блок» Катарина Мартинш заявила, что Португалию таким образом хотят наказать за левое правительство, выступающее против мер жесткой экономии. По мнению португальского премьер-министра Антонио Косты, его страна не заслуживает санкций и уже в этом году может достигнуть необходимых бюджетных значений, приводит его слова The Wall Street Journal.
В пик кризиса, в 2009 году, дефицит бюджета испанцев составлял 11% ВВП. Перед ними поставили задачу к 2015 году снизить его до 4,2% ВВП, однако достичь удалось только 5,1% ВВП.
В Португалии дефицит бюджета снизился намного больше. Наибольшее расхождение между доходами и расходами у португальцев было в 2010 году и составляло 11,2% ВВП. В 2015 году им удалось сократить разницу до 4,4% ВВП, если не учитывать траты на санацию проблемных португальских банков, то получится 2,8% ВВП. Но и это ниже целевых показателей в 2,5% ВВП, которые установила Еврокомиссия. Уровень госдолга в 2015 году Лиссабон снизил до 129% ВВП против 130% годом ранее.
При этом в Европейском союзе Пактом стабильности и роста для национальных правительств установлены финансовые ограничения — дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП. Другой критерий — сумма госдолга не должна быть выше 60% ВВП.
Если показатели нарушаются, то европейские органы власти устанавливают государствам план по снижению задолженности и дефицита. Контроль бюджета стран-участниц и выполнения рекомендаций, установленных советом министров финансов, осуществляет Еврокомиссия.
За неисполнение указаний нарушители могут получить штраф, зависящий от объема ВВП, и заморозку части средств, которую они получают в рамках Европейского фонда стратегических инвестиций (ESJI).
Согласно правилам, штрафы за превышение бюджетного дефицита составляют до 0,2% ВВП. Для Испании максимальная сумма составит €2,16 млрд, для Португалии — €359 млн. Что касается заморозки финансирования из региональных фондов объединения, то оно может достигать 0,5% ВВП.
Решение по санкциям, которые предлагает Еврокомиссия, будет вынесено Еврогруппой, министрами финансов стран — участниц ЕС, 12 июля. После этого Еврокомиссия в течение 20 дней должна будет определиться со штрафом.
Если министры решат, что страны приняли недостаточно мер для улучшения бюджетной ситуации, и выпишут штраф, то это будет первый подобный случай за все время существования данного правила, которое было установлено вместе с запуском единой европейской валюты.
Как считает Bloomberg, у европейского руководства есть три варианта действий с соответствующими последствиями.
Решив действовать в строгом соответствии с правилами, Еврокомиссия и совет министров рискуют столкнуться с ростом недовольства Брюсселем, усилением влияния евроскептиков. Недоверие к фискальным правилам ЕС усиливается наряду с неуверенностью в перспективах восстановления экономики еврозоны, которые также были усугублены результатами британского референдума, приводит издание мнение политолога лондонской Teneo Intelligence Антонио Барросо. «Любое силовое решение может сформировать негативную реакцию внутри стран и сделать достижение бюджетных целей в будущем политически более трудным», — считает эксперт.
К тому же сами меры могут быть контрпродуктивными, потому что Европа все еще пытается выбраться из долговой ловушки.
Как заявил генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа, санкции — «это последнее, что нам нужно», в то время как Европа пытается преодолеть последствия референдума по Brexit и другие вызовы, приводит его мнение Reuters.
«Мы сталкиваемся с новыми испытаниями: мигрантами и беженцами, терроризмом и выходом Великобритании из ЕС», — говорит он. Штрафы не учитывают текущую ситуацию и могут разделить Европу, добавляет генсек ОЭСР.
Не лучшим будет и вариант, если от санкций совсем откажутся, установив штраф на нулевой отметке.
Тогда ЕС может утратить репутацию финансового контролера, а Пакт стабильности и роста, который и устанавливает критерии бюджетной политики, станет все менее обязательным к исполнению. Этого, как указывает WSJ, опасаются другие страны ЕС, в том числе Германия и Нидерланды, которые давно выступают за санкции в отношении стран, нарушающих бюджетные правила. По их мнению, ни к одной стране не должно быть особенного отношения.
Если Еврокомиссия не примет меры, то шанс проигнорировать правила появится у Италии, которая сейчас сражается с серьезным банковским кризисом. Итальянцы сейчас пытаются обойти другой европейский закон, ограничивающий санацию банков без участия самих кредиторов.
Третий вариант — компромисс, на который позволяют пойти расплывчатые формулировки. Комиссия может сослаться на «исключительные экономические обстоятельства» или «обоснованную просьбу» страны снизить или даже отменить штраф. Как заявляли в Еврокомиссии в мае, двум странам Пиренейского полуострова стоит прилагать больше усилий, чтобы сводить бюджет с минимальными расхождениями, для чего обеим странам был дан дополнительный год на исправление. Дедлайн для Португалии наступает уже в этом году, для Испании — в следующем.