Новый принцип ценообразования на тепло в ряде российских регионов может стартовать уже со следующего года, следует из последней версии изменений в закон «О теплоснабжении». Реформа теплоснабжения будет происходить в два этапа. Первый начнется 1 января 2017 года. С этого момента модель альткотельной будет вводиться на территориях, где преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ (более 50%), определена единая теплоснабжающая организация, имеется утвержденная схема теплоснабжения, а также согласие от муниципальных и региональных властей. Методика альткотельной такова: в населенном пункте считают стоимость строительства новой котельной, уровень ее безубыточной деятельности и возврата инвестиций. Все существующие источники тепла должны будут продавать тепловую энергию по цене не выше цены этой альткотельной.
Таким образом, власти будут только определять предельный порог цены. Сейчас региональные комитеты по тарифам рассчитывают стоимость тепловой энергии для каждой конкретной компании в индивидуальном порядке с учетом предоставляемых ею данных о затратах.
Второй этап реформы, как предполагается, начнется через два года, после президентских выборов, 1 января 2019 года.
Основным отличием станет то, что новая методика сможет распространяться и на те территории, где на ТЭЦ приходится менее 50% производимой тепловой энергии, то есть там, где выработкой тепловой энергии преимущественно занимаются котельные, а не электростанции, вырабатывающие и тепло, и электричество.
Смельчаков — единицы
Список муниципальных образований, которые станут первопроходцами в реформе теплоснабжения, будет формироваться в Минэнерго согласно заявкам от региональных властей, а потом утверждаться правительством. Как ранее писала «Газета.Ru», такие заявки уже поступили от нескольких муниципальных образований — например, Норильска, Екатеринбурга. На предыдущих заседаниях в Минэнерго речь заходила еще о нескольких городах — Ижевске, Кирове, Перми, Саратове, рассказывали «Газете.Ru» источники, знакомые с ходом обсуждения.
До выборов нельзя
Рассматривать поправки в законопроект «О теплоснабжении» будет уже следующий, седьмой созыв Госдумы. Члены думского комитета по энергетике решили включить его рассмотрение в программу работы в осеннюю сессию 2016 года, предположительно в декабре. До 14 июля комитет по энергетике будет собирать отзывы, предложения и замечания к законопроекту. Законопроект сложный, способен повлиять на жизнь простых граждан, а потому требует тщательного обсуждения, пояснил член думского комитета по энергетике Юрий Липатов.
«Есть некоторый отход от первоначальных сроков, но с системными реформами такое бывает часто. Отрасль терпела уже долго, может, потерпит и еще, но в целом ситуация в теплоснабжении критическая из-за хронического недофинансирования. Инвестиций в тепло в восемь раз меньше, чем в электроэнергетику», — предупреждает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.
Зачем что-то менять?
«За последние 20 лет развитие централизованного теплоснабжения в нашей стране прекратилось и оно пришло в полный упадок — как технологический, так и экономический», — говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
31% источников тепловой энергии и 68% теплосетей эксплуатируются с превышением нормативного срока службы.
Главная задача законопроекта — сделать теплоснабжение инвестиционно привлекательным. Пока из-за жесткого государственного тарифного регулирования инвесторы не спешат вкладывать средства в объекты теплоснабжения, так как не понимают, когда вложенные средства окупятся и могут ли вообще окупиться. В результате существующие объекты продолжают стареть, износ теплосетей достигает в некоторых городах 80%, а денег в бюджетах (ни в федеральном, ни в региональных или муниципальных) на масштабное обновление нет.
Тепло подорожает?
Внедрение нового принципа ценообразования установит единый принцип формирования цены на тепловую энергию: в каких-то городах тепло подорожает, а где-то стоимость будет заморожена на срок, пока реальные цены на тепло не достигнут предельного уровня (цены альткотельной). Также индивидуальным будет эффект от реализации целевой модели рынка из-за разного технического состояния систем теплоснабжения, отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Стоит отметить, что тарифы на тепло растут уже сейчас, причем достаточно существенно, выше обозначенного среднего по России уровня (с 1 июля он составит 4%). Для населения этот рост не всегда заметен: рост тарифов субсидируется из местных бюджетов. Органы государственной власти субъектов активно «пользуются своим правом устанавливать предельные индексы в размере, превышающем индекс по субъекту РФ более чем на величину отклонения», говорится в пояснительной записке. Так, по данным ФАС России, предельные индексы установлены более чем на величину предельно допустимого отклонения и согласованы с представительными органами местного самоуправления в 1411 муниципальных образованиях 30 субъектов в 2014 году, в 1105 муниципальных образованиях 36 субъектов — в 2015-м.
«Никаких дополнительных расходов бюджетов разных уровней, кроме тех, которые будут учтены при изменении прогноза социально-экономического развития и индексов роста платежа граждан за коммунальные услуги, при реализации законопроекта не потребуется», — уверяют законодатели в пояснительной записке.
По оценке ВЭШ, в некоторых городах рост тарифа будет незначителен, как, например, в Нижнем Новгороде (3%), а где-то ожидается и более существенный скачок в ценах. «По предварительным расчетам, проведенным на основании неутвержденной методики с использованием метода альткотельной, тарифы на тепловую энергию могут увеличиться до 40%», — рассказали «Газете.Ru» в комитете по тарифам Кировской области. По Челябинской области рост тарифа для населения составит более 50%, отметила «Газете.Ru» министр по тарифному регулированию и энергетике Челябинской области Татьяна Кучиц. По ее мнению, нынешняя система тарифного регулирования по методу «затраты плюс» (когда тариф рассчитывается исходя из затрат на производство тепловой энергии плюс 5% прибыли) позволяет теплогенераторам проводить работы по модернизации. «Считаем возможным вернуться к вопросу регулирования методом альткотельной после доработки проектов и их апробации на примере пилотных регионов», — добавляют в комитете.
Энергетики торопят реформу
Ситуация в теплоснабжении критическая, и законодательные изменения должны быть приняты как можно скорее, полагают энергокомпании. «Сейчас регулятора не интересует, как формируется стоимость тепла, он смотрит, каков платеж для конечного потребителя, и отталкивается от него», — уверен Парвиз Абдушукуров из «Фортума».
«Нет заинтересованности со всех сторон. Законодательная база не та, существует конфликт интересов, отсутствуют экономические стимулы, — говорит он. — Нужны благоприятная среда и неизменность законов, а если этого нет, то можно бесконечно это обсуждать».
По мнению Михаила Кузнецова, гендиректора Сибирской генерирующей компании (СГК), «законопроект об альткотельной — это условие для устойчивого роста на 10–15 лет вперед, радикальное упрощение формирования тарифа на тепло». «Решение не принимаем уже 20 лет.
Перекладываем ответственность на своих детей, но рано или поздно это придется кому-то делать», — сетует Парвиз Абдушукуров.
«Сейчас инвесторам тяжело прийти [в отрасль], потому что тариф всегда может быть скорректирован. Конечный платеж ограничивается предельными индексами, ограничен и уровень инвестиций (7%)», — отметил Кузнецов. С ним согласен руководитель ТГК-2 Петр Зарубин: «Тарифные решения носят социальный характер и принимаются исходя из стремления местных властей не спровоцировать недовольство населения ростом платежа за жилищно-коммунальные услуги». Новый законопроект можно считать важным движением вперед, резюмируют участники рынка.