Транзитный пассажиропоток через третьи страны из России на Украину в текущем году вырос на 26% по сравнению с 2015 годом, подсчитали для «Газеты.Ru» аналитики ГК «Аэроклуб». В основном пассажиры добираются в города Украины с пересадкой в Минске, Риге, Варшаве и Кишиневе.
Так, по данным «Аэроклуба», более 55% всего транзитного пассажиропотока из России на Украину проходится на Белоруссию, 7% — через Ригу, по 2,5% — на Варшаву и Кишинев.
Стоит отметить, что еще 12% транзита приходится на украинскую авиакомпанию «Международные авиалинии Украины» (МАУ), но, как поясняют в ГК «Аэроклуб», речь идет о перелетах в Киев через Минск, выписанных на бланках МАУ, и код-шеринг, так как эта авиакомпания в Россию не летает.
Отчетливый рост транзитного пассажиропотока из России на Украину с апреля текущего года видят и эксперты Aviasales, правда не такой высокий.
«Скажем, с января по май 2016 года количество проданных билетов из России на Украину увеличилось на 7%. При этом сравнивать с докризисными показателями эти цифры пока рано. В мае прошлого года билетов продавалось в четыре раза больше», — отметил представитель Aviasales Янис Дзенис.
Он же добавил, что при этом
стоимость перелетов из России на Украину увеличилась на 74% в связи с необходимостью стыковки в Минске, Риге и других городах.
Авиасообщение между Россией и Украиной было прекращено 25 октября 2015 года, после того как стороны ввели обоюдные санкции в отношении авиакомпаний.
В сентябре прошлого года власти Украины решили, что российские авиакомпании нарушают украинское законодательство, выполняя полеты в Крым. Украинскими властями было принято решение о запрете 25 российским авиакомпаниям выполнять полеты на Украину с 25 октября 2015 года. В ответ на эти действия российская сторона приняла ответные меры и запретила полеты украинским авиакомпаниям в Россию с этой же даты. Через месяц, то есть 25 ноября 2015 года, Украина ввела запрет на транзитные полеты всех без исключения российских авиакомпаний в своем воздушном пространстве.
Украина и Россия несколько раз проводили переговоры о возобновлении авиасообщения между странами, однако они ни к чему не привели. В марте текущего года глава Минтранса России Максим Соколов говорил, что переговоры о восстановлении воздушного сообщения между странами пока находятся в замороженном состоянии.
По данным туристического поисковика Tutu.Ru, с января по сентябрь 2015 года из России на Украину летали девять компаний. Так, наибольшая доля купленных на Tutu.Ru билетов на Украину за этот период пришлась на «Аэрофлот», 22,24% купленных билетов приходились на рейсы авиакомпании S7 и 18,47% — на рейсы «Трансаэро».
В ГК «Аэроклуб» говорят, что с конца сентября 2014 года по июнь 2015 года наибольшая доля проданных билетов из России на Украину приходилась на «Аэрофлот» — 56%, у «Международных авиалиний Украины» — 36% и у «Трансаэро» — 10%.
При этом транзитный пассажиропоток через Минск составлял всего 1,5%. Однако после закрытия авиасообщения между странами пассажиропоток из России на Украину через Минск подскочил сразу до 56%.
Ранее Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) сообщала, что за первые семь месяцев 2015 года российские авиакомпании перевезли на Украину 303 тыс. человек, а с Украины в Россию — 287 тыс. человек. Основной пассажиропоток приходился на перевозки между столицами: из Москвы в Киев российские авиакомпании перевезли 200 тыс. человек, а из Киева в Москву — 192 тыс. человек. В Одессу из Москвы российскими авиакомпаниями за этот период улетели 73 тыс. человек, а обратно — 60 тыс. пассажиров.
«В прошлом году был пик напряженности между Россией и Украиной. Ситуацию осложнило закрытие воздушного сообщения между странами. Понятное дело, отложить поездки можно, но отказаться от них совсем не всегда получается. Сейчас налицо отложенный спрос: люди понимают, что надо как-то жить и работать», — считает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
Он отмечает, что на данном этапе транзитный пассажиропоток через третьи страны из России на Украину вырастет до определенного уровня, а потом стабилизируется. «Будут летать те, кому очень необходимо и кто может себе это позволить, с учетом падения платежеспособности и российского и украинского населения», — констатирует эксперт.