Украинский «Нафтогаз» не признает долг за российский газ, поставленный «Газпромом» в Донецкую и Луганскую области с февраля 2015-го по апрель 2016 года. Российская монополия требует $670 млн, однако «Нафтогаз» в своем релизе, опубликованном в среду, указывает, что с ноября не покупает газ у «Газпрома», а ранее импортировал топливо исключительно через пункты входа в газотранспортную систему на территории, подконтрольной Украине (Донецкая и Луганская области в релизе обозначены как неподконтрольные территории).
В частности, указывается, что НАК «Нафтогаз Украины» не принимает газ по контракту с «Газпромом» на газоизмерительных станциях (ГИС) Прохоровка и Платово. Таким образом, данные о поставках газа через указанные ГИС не могут использоваться при подготовке актов сдачи-приемки природного газа и, соответственно, объемы этого газа не подлежат оплате «Нафтогазом».
«Все купленные «Нафтогазом» объемы газа учтены сторонами и оплачены «Нафтогазом». Компания ожидает, что решение по всем взаимным требованиям по существующим между «Нафтогазом» и «Газпромом» контрактам вынесет арбитраж», — подчеркивает украинская компания.
Вопрос «донбасского газа» впервые возник еще в начале прошлого года, когда представители самопровозглашенных ДНР и ЛНР заявили, что Киев прекратил поставки. Россия оперативно подключилась и начала поставлять газ в Донбасс. Причем еще тогда украинские власти заявили, что оплачивать поставки ДНР и ЛНР не намерены.
Позиция «Газпрома» по этому вопросу определилась после слов главы компании Алексея Миллера на пресс-конференции 26 июня 2015 года. Миллер напомнил, что контракт на поставку газа на Украину у «Газпрома» один и в нем определены точки входа.
«Если «Нафтогаз» считает юго-восток Украины — территорию ЛНР и ДНР — Украиной, тогда у них не должно быть никакой коллизии с точки зрения оплаты этих поставок, — подчеркнул Миллер. — Если НАК так не считает, у них другая позиция по этой территории, они считают, что у девяти территорий другой статус, что это — не Украина, то они должны об этом сказать. Но они об этом ничего не говорят».
Украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский считает, что формально в данной ситуации не прав именно «Газпром», так как «Нафтогаз» действительно не принимал газ через указанные ГИС. «Но присутствует и политический момент, так как на территории Донбасса проживают граждане Украины», — отмечает эксперт.
Однако с юридической точки зрения шансы «Газпрома» получить оплату «донбасского газа» от Киева стремятся к нулю.
Руководитель практики разрешения споров компании «Горизонт Капитал» Василий Ицков отмечает, что в данной ситуации ключевую роль будет играть установление факта поставок газа именно «Нафтогазу», поскольку только в этом случае можно выставить счет компании, даже если при доставке и сбыте топлива использовалась инфраструктура НАК.
«Даже с учетом того, что де-юре ДНР и ЛНР являются частью суверенного государства Украины, а поставленный «Газпромом» газ использовался на ее территории, для взыскивания средств необходимо установить сам факт заключения двустороннего соглашения о его поставке, в противном случае поставки газа по инициативе всего одной стороны не влекут за собой возникновения обязательств по его оплате», — поясняет юрист.
Таким образом, если доказательств того, что «Нафтогаз» действительно закупал для сбыта на территории ДНР и ЛНР топливо у «Газпрома», обнаружить не удастся (документов, это подтверждающих), то шансы российской компании в споре, по словам Ицкова, ничтожно малы.
В настоящее время «Газпром» и «Нафтогаз» судятся в Стокгольме по целому ряду исков. Украинская сторона, например, требует пересмотреть ставку транзита и компенсировать ей недополученные средства. Кроме того, украинский Антимонопольный комитет счел «Газпром» монополистом и наложил на него штраф. Однако этим претензии Киева не исчерпываются. Как говорил в начале мая директор по развитию бизнеса «Нафтогаза» Юрий Витренко, общая сумма исков составляет около $50 млрд.
«Газпром», в свою очередь, предъявляет требования по оплате задолженностей. В отчете российской компании за первый квартал 2016 года говорится, что общая сумма по искам, выдвинутым в отношении «Нафтогаза», составляет $31,75 млрд.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что «Газпром» и не рассчитывает на получение денег за «донбасский газ».
«Во-первых, шансы действительно невелики, а во-вторых — у Украины каждый миллион на счету, — говорит политолог. — Поэтому дополнительные претензии — это попытка усилить давление на Украину, которая, кстати, занимается тем же самым, уже неоднократно увеличив сумму требований».
В итоге, по мнению Макаркина, может произойти своего рода взаимозачет — суд в Стокгольме присудит сторонам примерно равные суммы.