Исправность самолетов SSJ100 в российских авиакомпаниях колеблется от 50 до 60%. Таким образом, она остается практически на одном уровне с 2012 годом и не достигла 75%, как было запланировано ГСС на декабрь 2015 года, рассказал «Газете.Ru» источник, присутствовавший на конференции по обобщению опыта эксплуатации самолетов SSJ100.
В отечественных авиакомпаниях сейчас эксплуатируется 46 лайнеров SSJ100. Больше всего — в парке «Аэрофлота»: 27 самолетов, 16% всего самолетного парка национального перевозчика. Вторым крупнейшим российским эксплуатантом является авиакомпания «Газпромавиа» — десять самолетов, в парке Red Wings — пять самолетов, у авиакомпании «Якутия» — два лайнера, по одному SSJ100 в парке «Русджета» и «Ямала».
«Основной проблемой самолета является невысокий уровень послепродажной логистической поддержки. В 2015 году компания фиксировала рост количества непоставленных агрегатов, что приводит к увеличению времени простоя самолетов в ожидании запчастей и, соответственно, снижает прибыль от эксплуатации SSJ100», — объясняет собеседник.
Источник «Газеты.Ru» отмечает, что в начале эксплуатации SSJ100 «Аэрофлот» сталкивался с большим количеством отказов систем самолета. К примеру, фиксировались инциденты, связанные с системой управления механизацией крыла, системой уборки/выпуска шасси и управления створками. По его словам, количество отказов на 1000 часов налета SSJ100 в парке «Аэрофлота» в 1,5–2 раза превышало аналогичные показатели других типов самолетов. А в первом квартале этого года показатель суточного налета на исправное воздушное судно оказался в полтора раза меньше, чем у самолета Airbus 319.
Например, промерзал механизм открытия дверей багажно-грузовых отсеков при эксплуатации самолета в зимний период, иногда не работала ГЛОНАСС в системе автоматического управления полетом. Кроме того, дверь переднего туалета в открытом положении блокировала дверь кабины экипажа.
При этом другой участник конференции отметил, что сейчас эти проблемы у «Аэрофлота» устранены и у перевозчика в 2016 году на самолете произошел всего лишь один инцидент с гидросистемой.
Проблемы с эксплуатацией SSJ100 наблюдаются и у «Газпромавиа», в парке которой десять лайнеров этого типа. По словам источника, в прошлом году авиакомпания насчитала 35 отказов в полете и более 100 при выполнении технического обслуживания, продолжает источник «Газеты.Ru». В первом квартале этого года уже произошло четыре отказа техники в полете и 50 при выполнении технического обслуживания.
Собеседник отметил, что в прошлом году один из лайнеров SSJ100 авиакомпании «Газпромавиа» простаивал в ожидании запчастей совокупно 116 дней, а другой — почти 100 дней.
В парке Red Wings в прошлом году насчитывалось пять лайнеров SSJ100 (сообщалось, что до конца мая текущего года авиаперевозчик вернет самолеты в ГСС. — «Газета.Ru»).
Собеседник «Газеты.Ru» рассказывает, что с февраля 2015-го по март 2016 года выполнено около 5 тыс. полетов на пяти SSJ100, общий налет за это время составил почти 11 тыс. часов. По его словам, за этот период произошло семь авиационных происшествий, три из которых связаны с отказом авиационной техники, а четыре с воздействием внешних факторов.
При этом, по словам источника, у Red Wings так же, как и у «Аэрофлота», была проблема с промерзанием багажно-грузовых дверей при низких температурах.
«Это приводило к задержкам вылетов и дополнительным расходам на эксплуатацию машин подогрева», — отмечает он.
В парке авиакомпании «Якутия» находится всего два самолета SSJ100. По словам источника «Газеты.Ru», 75% инцидентов с этими лайнерами происходили по техническим причинам.
Однако, утверждает он, компания в целом позитивно смотрит на опыт эксплуатации этого самолета и планирует увеличить парк до четырех машин к концу текущего года и до семи машин к 2018 году.
В «Аэрофлоте» комментировать сообщение источника «Газеты.Ru» не стали, в Red Wings подтвердили участие в конференции, но подробнее комментировать ее итоги отказались. С «Газпромавиа» и «Якутией» связаться не удалось. В Росавиации отказались комментировать содержание конференции, сославшись на конфиденциальность данных. При этом в агентстве подчеркнули, что показатели надежности самолета находятся на хорошем уровне «и эксплуатантами, разработчиками и производителями осуществляется большая и успешная работа по устранению недостатков, выявленных на ранних этапах эксплуатации».
Как пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе ГСС, в настоящий момент в «Аэрофлоте» часть самолетов SSJ100 находится на плановом техническом обслуживании к подготовке к летнему сезону, «то есть проходят стандартную процедуру поддержания летной годности».
«Работы по обслуживанию проводятся специалистами департамента по техническому обслуживанию «Аэрофлота» в соответствии с согласованным графиком. Уровень наполнения запасными частями базового склада в аэропорту Шереметьево для самолетов SSJ100 в «Аэрофлоте» составляет более 90%», — отметили в пресс-службе.
Там же подчеркнули, что «Аэрофлот» и ГСС совместно разработали и реализуют «План мероприятий по совершенствованию системы послепродажного технического обслуживания».
«Данный план является долгосрочной «дорожной картой», предусматривающей развитие системы поставок запасных частей, повышение надежности систем самолета и снижение эксплуатационных затрат. Реализация плана уже дает свои результаты — каждый год налет SSJ100 в «Аэрофлоте» повышается в среднем на 15%», — говорят в компании. Там же отметили, что суммарный налет во всех авиакомпаниях, эксплуатирующих SSJ100 с марта 2015-го по март 2016 года, увеличился на 40%, с 5633 до 7926 часов.
Неудобства эксплуатантам доставляет не только непосредственно техническое состояние SSJ100, но и, что не менее важно, уровень сервиса.
Авиакомпании не раз сетовали на то, что у ГСС нет налаженной системы послепродажного обслуживания. Собеседник «Газеты.Ru» отмечает, что на конференции авиакомпании еще раз обратили внимание на эту проблему. Так, в 2015 году наблюдался рост количества непоставленных агрегатов, что, в свою очередь, привело «к увеличению времени простоя самолетов по причине ожидания запчастей и, соответственно, к снижению прибыли от эксплуатации».
За рубежом также отмечали недочеты самолета. Из серьезных инцидентов, связанных с SSJ100 стоит отметить произошедший в 2013 году в аэропорту Кеблавик (Рейкьявик). Как говорилось в докладе иcландских авиавластей, самолет SSJ100 приземлился с убранными стойками шасси при боковом ветре и с одним неработающим двигателем. При этом, один из надувных трапов, расположенный спереди и справа, из-за сильного ветра завернулся под носовую часть фюзеляжа. Тогда ГСС и Межгосударственный авиационный комитет (МАК) получили рекомендации доработать надувные трапы.
«Увы, показатели исправности самолета SSJ100 еще далеки от уровня западной авиатехники. Но чаще всего это не столько отказы оборудования, сколько отсутствие отлаженной системы сервисного обслуживания. Нередко из-за поломки, на устранение которой в самолетах западных производителей уходят считаные дни, наш SSJ100 может простоять на земле и месяц, и два, и более. Самолеты не обеспечены складами запчастей, а их стоимость зачастую в 1,5–2 раза выше аналогичного изделия для Boeing или Airbus», — считает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
Несомненно, подчеркивает Гусаров, на новом самолете трудно за короткое время достичь уровня надежности иностранных машин, находящихся в эксплуатации не одно десятилетие. «И если мы хотим закрепиться на рынке, надо обеспечить эксплуатанта SSJ100 более дешевыми запчастями и оперативным сервисом», — констатирует эксперт.