Франция рассматривает возможность запрета импорта американского сжиженного природного газа (СПГ). Об этом во вторник сообщило агентство Reuters со ссылкой на заявление французского министра экологии, устойчивого развития и энергетики Сеголен Руаяль.
По ее словам, такое решение было принято после того, как оказалось, что до 40% СПГ от общего объема поставок французским компаниям Engie и EDF представляют собой сланцевый газ. Дело в том, что он добывается путем фрекинга (гидроразрыва пласта), а применение этой технологии во Франции запрещено, так как она несет экологические риски. В частности, при применении фрекинга под землю закачиваются химикаты, что может угрожать подземным водам.
«Я поинтересовалась у двух компаний, почему они не проявили бдительность, а также попросила найти правовое основание для запрета импорта сланцевого газа», — цитирует Руаяль Reuters.
Ранее сообщалось, что компания Cheniere (крупнейший в США производитель сланцевого газа) заключила контракты, согласно которым во французский порт Дюнкерк, оснащенный терминалом для регазификации, должны прийти не менее 50 танкеров газовозов. Первые партии должны были начать поступать уже летом текущего года. По данным французского издания L'Express, EDF подписала соглашение о ежегодных поставках 770 тыс. тонн СПГ (около 1 млрд кубометров) на протяжении 20 лет. Также сообщалось, что Engie заключила пятилетний контракт на поставку 12 партий сжиженного газа в год, однако их объем не раскрывался.
Ситуация с запретом американского СПГ выглядит довольно странно: при существующем запрете на использование технологии фрекинга французы не хотят покупать уже готовый продукт.
«Это «зеленый» экстремизм, — комментирует глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Если эти «зеленые» узнают про применение гидроразрыва на Марковском месторождении «Газпрома» (где фрекинг действительно применяется), то запретят импорт и российского газа».
По мнению Корчемкина, основная цель этих заявлений — «поднять популистский шум в прессе».
Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов указывает, что во Франции нет закона, запрещающего приобретать продукцию, произведенную при помощи гидроразрыва.
«Не думаю, что это такой подарок французов России (Франция — пятый по величине потребитель российского газа в Европе, в прошлом году в эту страну было поставлено 9,7 млрд кубометров. — «Газета.Ru»), так как политическая конъюнктура сейчас не в пользу РФ», — говорит глава ФНЭБ.
По мнению Симонова, попытка отказаться от американского СПГ может быть связана с его дороговизной — $6–6,5 за 1 млн британских термических единиц, в то время как тот же российский газ, поступающий по трубопроводам, существенно дешевле. В основном это связано со снижением цен долгосрочных контрактов «Газпрома», которые привязаны к нефтяным котировкам с лагом в шесть-девять месяцев, а нефть за последнее время подешевела более чем серьезно.
«И теперь Франция не хочет покупать газ из Америки, но пытается «сохранить лицо», — говорит Симонов.
Кстати, аналогичные предположения высказывались, когда в январе текущего года стало известно, что от сжиженного газа из США отказалась Литва. Литовские власти объяснили это тем, что газотранспортная система страны оказалась не приспособлена к американскому высококалорийному газу, тогда как газораспределительные сети Литвы были предназначены под менее калорийный трубопроводный российский газ. Однако и тогда эксперты рынка говорили о возможности попытки отказаться от американского СПГ именно из-за его более высокой, чем у конкурентов (и в первую очередь у России), цены.