Поиски места для главы Комитета гражданских инициатив, экс-министра финансов Алексея Кудрина во властных и околовластных структурах шли уже давно. Его прочили в администрацию президента, в правительство, в Центральный банк. Сам он говорил, что вернется, только если ему дадут карт-бланш на проведение реформ. Но такие полномочия гарантированно привели бы к конфликту в вертикали власти.
В итоге должности в госаппарате ему не досталось, но реформами он заниматься будет. Правда, не текущими, а теми, что пойдут в ход после выборов президента в 2018 году. Ключевая роль в возвращении Кудрина принадлежит президенту.
«Знаете, ведь я никогда не терял с ним контакта, с Алексеем Леонидовичем. Мы в приятельских отношениях всегда были. Он очень хороший специалист, блестящий эксперт. И если он хочет вносить свой вклад в решение проблем, перед которыми стоит страна, почему нет?» — говорил Владимир Путин в интервью телеканалу «Россия 1».
«И вот та форма, которую мы с ним нашли, его участие в совместной работе, она его устраивает. Думаю, что нас тоже», — рассказал президент.
Алексей Кудрин пояснял, что его приход в ЦСР связан «с поручением президента, его обращением ко мне с просьбой подключиться к разработке стратегии развития России после 2018 года».
Должность зампреда экономического совета при президенте позволит ему координировать экспертные разработки с позиций экономического блока правительства и ЦБ, поскольку глава финансового регулятора Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Алексей Улюкаев, вице-премьеры Игорь Шувалов, Аркадий Дворкович и Ольга Голодец входят в состав президиума совета.
Экономический совет начнет работать более активно, предполагается, что заседания будут проходить как минимум один раз в два месяца, сообщает агентство RNS. Ближайшая встреча должна пройти в конце мая.
Целью реформ Кудрин называет достижение роста в 4% в среднем в ближайшие 20 лет. По его словам, это будет «очень серьезное достижение».
Вероятнее всего, в законченном виде «Стратегия развития России после 2018 года», подготовленная под руководством Алексея Кудрина, появится не ранее второй половины 2017 года. Впрочем, уже сейчас можно предположить, что именно будет содержать новая программа. Экс-министр финансов весьма активен в публичном пространстве и неоднократно высказывался на тему, что и как надо реформировать (хотя не все рецепты до конца ясны и понятны).
Вот краткий перечень основных пунктов, которые могут быть включены в «программу Кудрина»: сокращение бюджетных расходов и изменение их структуры, переход к адресной соцподдержке, повышение пенсионного возраста, децентрализация, реформа госуправления, судебной системы, здравоохранения и образования, либерализация рынка труда, разгосударствление экономики, повышение производительности труда и конкуренции.
Пенсионный возраст
Повышение пенсионного возраста — это, пожалуй, любимая тема последних месяцев Алексея Кудрина. Он поднимает ее в большинстве своих публичных выступлений.
«Надо объявить о необходимости повышения пенсионного возраста. Начать можно, например, с 2019 года, но именно сейчас нужно объявить о таком сценарии, поскольку надо будет провести много подготовительной работы. Надо уже снять этот вопрос с обсуждения», — полагает он.
Возраст выхода на пенсию, на его взгляд, может составлять 63 года для мужчин и женщин (сейчас — 60 и 55 лет). Вопрос в темпах повышения: по полгода каждый год, по году или быстрее.
«До выборов надо еще пообсуждать этот вопрос, определить параметры, принять решение и объявить о нем после выборов», — отметил экс-министр финансов.
Нынешний низкий пенсионный возраст приводит к двум проблемам. Во-первых, с рынка труда уходит рабочая сила, что критично в условиях нарастающего сокращения численности трудоспособного населения. Во-вторых, правительство вынуждено постоянно увеличивать размер трансферта Пенсионному фонду России из федерального бюджета.
В этом году он составит около 3 трлн руб. Соответственно, повышение пенсионного возраста позволит увеличить объем средств в пенсионной системе и сэкономить бюджетные деньги, уверен Алексей Кудрин.
«Из-за проблем демографии в стране, в случае если мы не повысим пенсионный возраст, будет сложно мобилизовать ресурсы на повышение пенсий, как мы это видим в этом году. То есть повышение пенсионного возраста осуществляется ради пенсионеров — вот в чем главная идея. Это забота о пенсионерах. Я уверен, что по мере понимания этой проблемы у нас будет широкая поддержка прежде всего от пенсионеров», — заявил он.
Кудрин также полагает, что необходимо сохранить обязательный накопительный пенсионный элемент (поскольку он является источником длинных инвестиционных ресурсов для экономики) и создать стимулы для добровольных накоплений.
«Если в результате всех реформ, которые мы принимаем, у нас снизится элемент персонального добровольного накопления, скорее всего, это будет неудачная реформа. Любая реформа, которая будет проводиться, должна увеличить стимулы и возможности для добровольного накопления», — считает Алексей Кудрин. Схожий подход к пенсионной реформе декларируют Министерство финансов и Центральный банк.
Против повышения пенсионного возраста и сохранения обязательного накопительного компонента выступает соцблок правительства во главе с Ольгой Голодец.
Бюджетные маневры
Полностью солидарен с Минфином Алексей Кудрин и в другом ключевом вопросе — будущем федерального бюджета. Расходы необходимо как минимум не наращивать, а бюджетный дефицит постепенно сокращать. Нулевой дефицит бюджета — залог макроэкономической стабильности. «При цене $40 (за баррель. — «Газета.Ru») у нас дефицит бюджета должен быть почти от 4,5–5% ВВП. Как я сказал, такой дефицит в России очень трудно выдержать больше двух лет, и все равно нам придется сокращать расходы», — отмечает экс-министр финансов.
Он поддержал желание Минфина снова вернуться к трехлетнему бюджетному планированию, хотя и считает, что «правительство пока не готово дать ответы на все вопросы, которые позволят сделать трехлетний бюджет».
Но расходы надо не только сокращать, необходимо их перераспределить, выделив новые приоритеты. Например, он предлагал «в три раза увеличить расходы на инфраструктуру» и «на 3% ВВП увеличить вложения в человеческий капитал». В то же время стоит снизить различные субсидии и социальные расходы, а также урезать траты на поддержку госкомпаний, оборону и правоохранительную деятельность.
При этом государства в экономике должно быть как можно меньше, а значит, неизбежна масштабная приватизация. Низкая текущая стоимость активов не должна стать препятствием на этом пути. Кудрин предлагает ввести специальный налог на прирост капитала, который взимался бы в случае существенного роста стоимости проданных акций.
Затраты на социалку уменьшатся за счет перехода на адресный принцип поддержки нуждающихся. «Эти изменения трудно проводить в течение этого года, но их надо подготовить и начать проводить со следующего года, который неизбежно тоже будет требовать корректировок», — говорил Кудрин.
Плохое управление
Большой раздел в программе реформ неизбежно будет посвящен госуправлению. А также судебной системе, здравоохранению и образованию. Эти сферы, по мнению экс-министра, нуждаются в срочной перестройке.
«Я думаю, что и элита, и особенно бизнес-элита, и рабочий класс это скоро почувствуют, мы все понимаем, что институты судебной системы, госуправления, и образования, и здравоохранения неудовлетворительно работают», — говорит он.
«Мы понимаем, что значит прийти в госполиклинику, знаем недостатки системы образования, мы особенно знаем, как работает полиция. Последние исследования по заказу КГИ показывают, что 99% всех дел, доведенных до суда, заканчиваются обвинением, 57% решений получается в спецпорядке и по признанию вины… Это чудовищно, и эта система не удовлетворяет уже задачам по развитию экономики. Те институты, которые сложились, если их не перестроить, приведут к стагнации на длительный срок», — говорит Кудрин.
Впрочем, пока деталей того, как именно нужно перестраивать эти сферы, он не раскрывал. Но можно предположить, что изменения будут сопровождаться сокращением объема бесплатных услуг и снижением численности занятых в госуправлении, образовании, здравоохранении и социальной сфере. По данным Росстата, в 2015 году в этих секторах трудилось почти 25% всех занятых в экономике (около 18 млн человек).
Свой вариант реформы госуправления предлагал ранее глава Сбербанка Герман Греф. Недавно его наработками воспользовался премьер Дмитрий Медведев, предложивший Владимиру Путину свой вариант изменений. Например, предполагается ввести персональную ответственность чиновников за достижение установленных ключевых показателей эффективности (KPI).
Возможно, что в программе будет прописано предложение о децентрализации. По крайней мере сам экс-министр финансов (консолидировавший в свое время налоги и сборы в федеральном центре) об этом упоминал: «Регионы готовы более гибко распоряжаться своими ресурсами. Рост пойдет из регионов».
Для себя пишет
Алексей Кудрин полагает, что с проведением реформ Россия, безусловно, затянула. Но даже сейчас есть возможности провести их так, что можно выйти на траекторию устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня населения «без серьезных проблем, в том числе социальных». Такой подход означает, что никаких революционных предложений «программа Кудрина» содержать не будет.
Эксперты считают, что с большой вероятностью Кудрин будет писать программу для следующего срока президентства Путина, который, однако, не позволит реформам разбалансировать и без того хрупкую социально-экономическую ситуацию в стране. А вот для какого премьера пишется программа — вопрос. Здесь версии расходятся. Одни убеждены: Путин сдержит данное Дмитрию Медведеву слово, сохранит его до 2018 года, а затем радикально изменит состав кабинета министров. Другие уверены в обратном: самому Кудрину премьером не быть. «Для Путина нет надежнее человека, чем Медведев, — полагает источник, близкий к власти. — Поэтому тот может вновь стать премьером и после 2018 года». Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что серьезная экономическая программа, над которой будет трудиться Кудрин, вроде и нужна. Но непонятно, кто ее будет исполнять и какими политическими мотивами руководствоваться.