Китайские миллиарды

Китайские туристы потратили за рубежом $215 млрд

Карина Романова
Shutterstock
Рекордные $215 млрд потратили за рубежом 120 млн китайских туристов. Локальные направления китайцы меняют на соседние и далекие страны — Японию, Германию, Исландию, Австралию. Турпоток китайцев в Россию в 2015 году увеличился наполовину, но приезд новых туристов и вероятность повторной поездки уже побывавших в России пока ограничивают стереотипы и уровень сервиса.

Китайские путешественники, одни из наиболее расточительных в мире, вновь превзошли остальных по расходам на отдых в зарубежных странах. Общая сумма затрат на выездной туризм граждан КНР, несмотря на замедление экономики страны, в 2015 году составила $215 млрд, следует из исследования Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC). Эта сумма в целом сопоставима с ВВП Вьетнама.

При этом объем затрат китайцев на зарубежный отдых увеличивается год от года: по сравнению с 2014 годом показатель вырос на 53% против 3,1% среднемирового роста.

Отдыхающие из Китая опережают других туристов не только по тратам, но и по числу путешествий. За прошлый год граждане КНР совершили 120 млн зарубежных поездок, что означает, что каждый десятый зарубежный путешественник — китаец, приводит данные China National Tourist Office.

Жители Китая во многом интересовались дальними направлениями вроде Европы и Океании. В числе главных стран для посещения — Великобритания и Германия, популярность набирает Исландия, не теряют китайский турпоток также и Австралия с Новой Зеландией. В то же время на ближних дистинациях — в Макао, Гонконге и Тайване — было зафиксировано серьезное падение затрат, пишут исследователи.

В числе стран, больше всех выигрывающих от приема путешественников из Китая, в 2015 году оказалась Япония.

На это повлияло ослабление иены и визовой политики по отношению к китайским путешественникам. За год траты китайцев в стране выросли почти наполовину.

Рост числа путешественников и общего объема затрат объясняется развитием китайского среднего класса, в который переходит все больше и больше китайцев, приводит мнение главы WTTC Дэвида Скаусилла CNN Money.

По его словам, китайцы начинают интересоваться зарубежными поездками, когда доход семьи превышает $35 тыс. В период 2003–2013 годов таких домохозяйств было около 21 млн, в следующие десять лет их количество увеличится еще на 61 млн, ожидают исследователи.

По предварительным итогам, в России за год побывали более 1,1 млн граждан КНР. При этом по безвизовому каналу страну посетили 537 тыс. китайских туристов, следует из данных туристической организации «Мир без границ». При средних тратах около 15 тыс. юаней на человека китайцы оставили в России около $2,2 млрд, приводит данные замглавы Ростуризма Сергей Корнеев.

В дальнейшем цифры будут только расти: туристическая отрасль приспосабливает свой сервис для китайских граждан, адаптируя его к стандартам China Friendly, перевозчики открывают новые российско-китайские направления и увеличивают количество рейсов, а слабый рубль делает шопинг, одно из главных развлечений китайцев, более выгодным.

Турпоток увеличивает и облегченный режим пересечения границы. На текущий момент между Россией и Китаем заключено уникальное межправительственное соглашение, по которому туристам, чтобы посетить соседнюю страну, необязательно получать визу. Вместо этого они могут получить другой документ — безвизовый список, который, впрочем, оформляется не на индивидуального путешественника, а только на группу при покупке тура. Для того чтобы обойти процедуру оформления стандартных виз, в группе должно быть от пяти до пятидесяти человек, а срок поездки не должен превышать 15 дней.

Сейчас между странами обсуждаются поправки в межправительственное соглашение: минимальное число людей в группе планируют сократить до трех, а максимальный срок пребывания — увеличить до 21 дня. Эти меры позволят повысить турпоток, поскольку подавляющее число китайцев путешествуют по миру вместе с семьей или друзьями.

Пока документ находится на стадии согласования, его изучает китайская сторона, рассказал «Газете.Ru» замглавы Ростуризма Николай Королев. Точных сроков принятия документов нет, но оформление договоренностей может быть приурочено к какому-либо официальному визиту на высшем уровне, не исключает он. Ближайшее подобное мероприятие состоится в июне, когда президент России Владимир Путин посетит Китай.

Однако темпы роста турпотока, как и число повторных поездок, могут быть привязаны к скорости развития сервиса, качества услуг и рекламной активности.

Во-первых, китайские граждане пока мало знают о туристических возможностях России. Помимо этого распространены среди китайских пользователей интернета и представления о России как достаточно небезопасном направлении для отдыха. Эти вопросы должна решить рекламная деятельность, которая пока только развивается.

Во-вторых, есть факторы, обусловленные сервисом внутри страны. В числе наиболее острых проблем, связанных с обслуживанием китайских гостей и требующих решения, — сложности с получением медицинской помощи по страховке и оплатой картами UnionPay, которые пока принимают не везде, а также большое число работающих с китайцами неквалифицированных гидов, которые не могут предоставить полную и адекватную информацию о стране.