Российские следователи обнаружили доказательства того, что акции ЮКОСа были приобретены руководством этой компании незаконно. Об этом в среду сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.
Следственный комитет РФ сообщал о проверке законности приобретения акций ЮКОСа еще в декабре прошлого года. По словам источника «Интерфакса», новые доказательства были получены в результате дополнительного расследования так называемого большого дела ЮКОСа, а также изучения материалов, изъятых в ходе проведенных в конце прошлого года обысков и выемок. ЮКОС был создан в 1993 году на основе «Юганскнефтегаза» (сейчас принадлежит «Роснефти») и еще ряда активов. Изначально компания была государственной, однако в конце 1995 года в результате залоговых аукционов контроль над компанией перешел к группе МЕНАТЕП Михаила Ходорковского.
Залоговый аукцион — один из способов приватизации госактивов, при котором правительство получает кредит у банка, победившего в конкурсе, и в качестве залога по кредиту передает банку пакет акций предприятия. Если правительство кредит не возвращает, акции переходят под контроль кредитора. Кстати, путем залоговых аукционов приватизировался не только ЮКОС, но и такие компании, как «Норильский никель», «Сибнефть» (сейчас принадлежит «Газпрому» и носит название «Газпром нефть») и СИДАНКО (Сибирско-Дальневосточная нефтяная компания, позднее вошедшая в состав ТНК, которая в свою очередь стала частью ТНК-ВР).
По одной из версий, изначально приватизация через залоговые аукционы задумывалась как способ получить средства для предвыборной кампании Бориса Ельцина, который в 1996 году должен был начать второй срок своего президентства. То есть привлеченные кредиты возвращать и не планировалось. Более того, залоговые аукционы проводились именно на основании указов Ельцина. И победителем аукциона по ЮКОСу было ЗАО «Лагуна», аффилированное с банком МЕНАТЕП. В 2002 году (в 2003 году началось «дело ЮКОСа») Group MENATEP Limited контролировала 61% нефтяной компании. Остальные акции находились в свободном обращении.
Источник «Интерфакса» не исключает, что новые материалы следствия послужат основанием для предъявления новых обвинений Михаилу Ходорковскому и другим экс-владельцам ЮКОСа. Кроме того, в связи с незаконностью получения акций у бывших топ-менеджеров компании не было законных оснований для предъявления в Гаагский арбитраж претензий к РФ на $50 млрд.
Ряд компаний, представляющих интересы бывших акционеров ЮКОСа, изначально требовали от России более $100 млрд в качестве компенсации за экспроприированное, по их мнению, имущество. В июле 2014 года Третейский суд в Гааге постановил, что Россия должна выплатить $50,085 млрд в качестве компенсации ущерба за «экспроприацию инвестиций».
Основную сумму по приговору Гаагского суда должна получить кипрская Hulley Enterprises (структура GML, ей должно быть выплачено $39,97 млрд). Еще $8,2 млрд присуждены Veteran Petroleum (пенсионный фонд ЮКОСа, также зарегистрированный на Кипре), а дочерняя структура ЮКОСа, компания Yukos Universal Limited, должна получить $1,85 млрд.
Россия, однако, исполнять решение Гааги отказалась и подала жалобу, в которой указывается, что арбитраж не правомочен рассматривать данный спор. Решение Гаагского третейского суда было вынесено на основании Договора к Энергетической хартии, а Россия ДЭХ так и не ратифицировала. Окружной суд Гааги, куда была подана жалоба, должен огласить свое решение по ней 20 апреля.
«Доказательство незаконного получения контроля над ЮКОСом может в корне изменить ситуацию вокруг одного из самых громких судебных разбирательств последних лет», — говорит советник адвокатского бюро А2 Фарид Бабаев. Именно потому, что и претензии бывших акционеров компании в этом случае становятся незаконными.
Однако даже если в России следствию удастся предоставить необходимые доказательства и российский суд признает сделку по приобретению акций ЮКОСа GML незаконной, это решение, по словам Бабаева, не повлечет автоматической отмены вердикта Гаагского суда.
«Это приведет к новой цепочке судебных разбирательств между сторонами, — говорит юрист. — Учитывая, что решению Гаагского трибунала предшествовали многолетние тяжбы, я не исключаю, что и на сей раз дело может затянуться».
Партнер адвокатского бюро Herbert Smith Freehills Алексей Панич отмечает, что для доказательства незаконной приватизации придется в первую очередь обосновать неприменимость так называемого срока исковой давности, который в случае с залоговыми аукционами истекает через 10 лет. А сделать это, по словам юриста, будет сложно.
Позднее в среду официальный представитель Михаила Ходорковского Кюлле Писпанен заявила, что информация о доказательствах незаконности приобретения акций ЮКОСа является информационным вбросом:
«Было 10 лет, чтобы доказать в международных инстанциях «незаконность» приобретения акций ЮКОСа, но этого сделать не смогли. Такими вбросами просто пытаются сломить повестку. Не забываем про долг России в $50 млрд», — цитирует Писпанен RNS.
Также она напомнила, что Ходорковский не является бенефициаром ЮКОСа и группы МЕНАТЕП уже более 10 лет и не принимает участия в прямых или косвенных международных процессах по данному вопросу.