Рост потребления автомобильного топлива в Индии станет основным драйвером для цен на нефть, полагает Международное энергетическое агентство. Как пишет Reuters со ссылкой на прогнозы МЭА, сейчас сотни тысяч индийцев каждый месяц покупают автомобили, к чему их подталкивает рост доходов и дешевизна кредитов.
Уже в следующем финансовом году продажи автомобилей в Индии вырастут на 12%, и на столько же увеличится потребление бензина, которое достигнет 24 млн тонн (560 тыс. баррелей в день).
В период с апреля прошлого года по февраль текущего (11 месяцев финансового года в Индии) спрос уже вырос на 10% и составил 170 млн тонн (4 млн баррелей в день). Рост потребления топлива в Индии будет поддерживаться ежегодным экономическим ростом на 7–8%, что позволит стране обогнать по уровню потребления Китай (Японию Индия уже обогнала, выйдя на третье место в мире).
«Действительно, в последние несколько лет мы видим по Индии рост и инвестиционной привлекательности, и макроэкономических показателей, и общий рост экономики», — сказал «Газете.Ru» главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
По словам эксперта, это может поддержать нефтяные цены, компенсируя их снижение, вызванное замедлившейся в последние несколько лет экономикой другого лидера потребления, Китая. Кстати, сам Китай сейчас заявляет, что состояние его экономики улучшается, а отток капитала из страны снижается. В частности, по словам вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли, экономика, включая инвестиции в основные средства и занятость, восстанавливается. Именно рост китайской экономики до недавнего времени служил одним из основных драйверов увеличения потребления нефти и нефтепродуктов, а следовательно поддержания нефтяных цен.
«Сама по себе роль Индии на мировом рынке уже давно представляет собой образ «поглотителя» растущего производства, — комментирует главный редактор по товарным рынкам Thomson Reuters Kortes Александр Ершов. — Собственно, две страны с наибольшим приростом населения — Индия и Китай — таковыми и являются».
По словам Ершова, нефтяной рынок во многом ориентируется именно на потребление моторного топлива, а продажи автомобилей и объем перевозок — функция не только от состояния экономики какой-либо страны, но и от демографической кривой.
«Сейчас низкие цены на нефть делают бензин доступнее, и можно ожидать уверенного роста потребления топлива», — указывает Ершов.
Reuters приводит слова старшего аналитика британской консалтинговой фирмы KBC Energy Economics Эхсана аль-Хака, который объясняет рост индийской экономики реформами в горнодобывающей промышленности, развитием инфраструктуры (на расширение дорожной сети Индия только в 2016–2017 годах планирует направить $14 млрд) и созданием новых рабочих мест. Кроме того, зарплаты, пособия и пенсии в Индии, по ожиданиям, вырастут в этом году на 23,55%.
Все это и приведет к росту потребления топлива, для чего Индия намерена ввести дополнительные мощности по переработке нефти. Речь идет об увеличении производства государственных предприятий на 1,2 млн баррелей в сутки.
В развитии индийской нефтепереработки примет участие и Россия. На прошлой неделе крупнейшая российская нефтяная компания «Роснефть» договорилась о ряде сделок с индийскими компаниями (речь идет о продаже долей в добывающих предприятиях «Роснефти»). Общая сумма сделок не раскрывается, однако, по данным «Газеты.Ru», она составит около $5 млрд.
Помимо этого «Роснефть» подтвердила заинтересованность в приобретении доли в индийской Essar Oil Limited, владеющей НПЗ мощностью в 20 млн тонн в год и сетью из 2 тыс. заправочных станций по всей Индии. Как сообщалось, российская компания войдет в капитал Essar до конца года. В дальнейшем Essar Oil Limited планирует реализовать программу модернизации, расширив мощность НПЗ до 25 млн тонн. Также в планах компании расширение сети до 5 тыс. АЗС.
«Надо сказать, что «Роснефть» не случайно сделала ставку на индийскую нефтепереработку и розницу — это было весьма дальновидное решение, — приводит РИА «Новости» слова политолога Михаила Делягина. — В результате «прорыва в Индию» «Роснефть» получает серьезный (по некоторым оценкам, до $6 млрд) источник дополнительного финансирования освоения крупных месторождений Восточной Сибири и не просто гарантию сбыта добываемой на них нефти, но и прямой доступ на внутренний рынок Индии — четвертый в мире по импорту нефти. В результате «Роснефть» сохраняет свою позицию наиболее привлекательной для инвестиций российской нефтяной компании».
По оценкам МЭА, в более отдаленной перспективе (к 2040 году) Индия более чем вдвое нарастит потребление нефти, до 10 млн баррелей в сутки.
Общий мировой спрос на нефть в 2016 году, по прогнозам Организации стран — экспортеров нефти, должен составить 94,23 млн баррелей в сутки (рост — 1,25 млн баррелей по сравнению с предшествующим годом). Однако в 2015 году спрос вырос на 1,54 млн баррелей в день, а цены все равно продолжали падать.
В понедельник баррель Brent на Лондонской фондовой бирже торговался по $40,78 (-1%), хотя еще на прошлой неделе нефтяные цены достигали $42,5 за баррель. Нынешнее снижение в моменте частично вызвано данными по количеству буровых установок в США. По данным одного из мировых лидеров нефтесервиса компании Baker Hughes, за прошлую неделю в Штатах прибавилась одна установка (общее количество составило 387). Рост незначительный, но на протяжении предшествующих 12 недель число буровых в Америке последовательно снижалось.