«Роснефть» договорилась о продаже 23,9% своего крупнейшего добывающего актива, «Ванкорнефти», группе инвесторов из Индии. В среду глава российской компании Игорь Сечин подписал ряд документов, направленных на создание международного консорциума на базе Ванкорского проекта. «Роснефть», Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources подписали соглашение об основных условиях приобретения до 23,9% доли в АО «Ванкорнефть», — говорится в сообщении «Роснефти», опубликованном в среду.
Также был подписан меморандум о взаимопонимании с индийской же ONGC Videsh Limited. Согласно документу, компания может получить в «Ванкорнефти» до 26% (ранее речь шла о 15%). Таким образом, доля индийских партнеров в целом может составить 49,9%.
При этом партнеры намерены развивать совместную деятельность, в частности рассмотреть возможность заключения долгосрочных договоров на поставку нефти. «Ванкорнефть» не только владеет лицензией на собственно Ванкорское месторождение (крупнейшее из открытых в России и введенных в эксплуатацию за последние 25 лет, его запасы оцениваются примерно в 500 млн тонн нефти и конденсата), но и является оператором так называемого Ванкорского кластера, куда также входят прилегающие к Ванкору Сузунское, Тагульское и Лодочное месторождения (их совокупные запасы оцениваются в 395 млн тонн нефти и конденсата).
Эксперты рынка ранее отмечали, что для «Роснефти» было бы логичнее приглашать партнеров не для разработки Ванкора, который давно и успешно работает (в прошлом году на месторождении было добыто 22 млн тонн нефти), а как раз для других месторождений Ванкорского кластера. «Роснефть» этот момент вниманием не обошла — с Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources был подписан меморандум по поводу сотрудничества именно по кластеру, предполагающий, в частности, анализ возможностей партнерства по разработке Сузуна, Тагула и Лодочного.
«Роснефть» отмечает, что в результате реализации подписанных документов на базе Ванкорского проекта будет организован международный энергетический хаб.
Но и это еще не все. Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources также получат 29,9% в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче», владеющей лицензией на участки недр с запасами в 167 млн тонн жидких углеводородов и 180 млрд кубометров газа. Кстати, акционером ТЮН также является британская ВР, владеющая 20%.
В своем сообщении «Роснефть» подчеркивает, что индийцы получат доступ к запасам с одной из самых низких себестоимостью добычи, а России будущие совместные торговые операции помогут укрепить позиции в высококонкурентном Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Сейчас на мировом нефтяном рынке идет война, передел долей, — напоминает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. — И если Саудовская Аравия играет на понижение, демпингуя в попытке вытеснить с рынка производителей с высокой себестоимостью добычи, то Россия пошла другим путем».
В данном случае «Роснефть», представляющая Россию, по словам Танкаева, избрала путь партнерских соглашений с последующей интеграцией на рынок стран-потребителей. А Индия является одним из крупнейших импортеров нефти — четвертое место в мире, около 3 млн баррелей нефти в сутки. «И импорт продолжает расти довольно высокими темпами, — отмечает эксперт. — И следует помнить, что если ценовые войны могут закончиться в любой момент, то партнерские отношения гораздо более долговечны».
Танкаев также напомнил, что в прошлом году Россия боролась с Саудовской Аравией за рынок Китая. И несмотря на то, что саудовская нефть была дешевле, РФ постепенно вытесняет СА с этого рынка (на протяжении нескольких месяцев Россия была лидером нефтяных поставок в КНР). Объясняется это все теми же партнерскими отношениями: уже построен по совместному проекту нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) рядом с Пекином и налаживается совместный сбыт в Китае.
Что касается переработки и сбыта, «Роснефть» в этом плане не обошла стороной и Индию. Как сообщает компания, до конца года она должна войти в капитал Essar Oil Limited, владеющей НПЗ мощностью в 20 млн тонн в год и сетью из 2 тыс. заправочных станций по всей Индии.
Основной вопрос, как всегда, — вопрос цены. По неофициальной информации, в августе прошлого года ONGC предлагала за 15% «Ванкорнефти» $900 млн. Аналитики нефтяного сектора тогда говорили, что это мало даже за 15% в собственно Ванкорском месторождении. При цене, предложенной индийцами, стоимость «Ванкорнефти» получается около $6 млрд. Тогда как по оценкам рынка один лишь Ванкор стоит не менее $10 млрд.
Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Газете.Ru», что общая сумма сделок (за исключением Essar) составит около $5 млрд. Зарубежные СМИ ранее сообщали о $2–3 млрд.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research говорит, что $5 млрд — цена выше текущей рыночной (рыночная стоимость активов, по его оценке, составляет сейчас чуть более $4 млрд), однако она могла бы быть еще больше, если бы выше были нефтяные котировки. Эксперт отмечает, что помимо ускорения освоения для проектов «Роснефти» вхождение в них индийских инвесторов является сигналом Китаю.
Дело в том, что китайцы тоже хотели поучаствовать в Ванкоре. Еще в конце 2014 года президент РФ Владимир Путин указывал, что Ванкор — одно из крупнейших российских добычных предприятий, а Россия очень аккуратно подходит к допуску иностранных партнеров. При этом, по словам Путина, «для китайских друзей ограничений нет».
Однако китайцы известны как очень сложные и упрямые переговорщики, а «Роснефть» ранее заявляла, что хоть и ведет по Ванкору переговоры с несколькими претендентами, но рассчитывает на наилучший результат. Кроме того, в начале года сообщалось, что Китай интересуется и «Таас-Юрях Нефтегазодобычей», которую он теперь тоже фактически упустил.