Министерство торговли США ввело предварительные антидемпинговые пошлины на сталь российского производства. Дополнительными сборами будет облагаться холоднокатаный прокат, импортированный из России в США.
Американские власти установили пошлины для продукции «Северстали» в размере 12,62% и Новолипецкого металлургического комбината на уровне 16,89%.
В отношении остальных сталелитейных производителей из России будет применяться сбор в размере 14,76%. Введенные пошлины пока являются предварительными. Это значит, что расследование еще не завершено, но до его окончания в отношении продукции из этих стран и компаний будут применяться именно такие сборы.
Помимо России под предварительные антидемпинговые пошлины попал холоднокатаный прокат из еще шести стран — Бразилии, Великобритании, Индии, Китая, Южной Кореи и Японии.
Самая высокая пошлина, традиционно для американского рынка, будет применена для стальной продукции из Китая: сбор определен на уровне 265,79%.
На японский холоднокатаный прокат распространится сбор в размере 71,35%, на бразильский — 38,93%. Для компаний из Великобритании размер пошлины составит от 5,79 до 31,39%, из Индии — 6,78%, Южной Кореи — от 2,17 до 6,89%.
Расследование было инициировано в августе 2015 года в ответ на заявление американских металлургических компаний, обвиняющих иностранных производителей в демпинге. Обращение подписали AK Steel, ArcelorMittal USA, Nucor Corporation, Steel Dynamics и US Steel.
«Северсталь» не согласна с введением пошлины, поскольку не считает, что в ценообразовании есть следы демпинга. «Северсталь» осуществляет поставки своей продукции в полном соответствии с правилами международной торговли», — отметили на запрос «Газеты.Ru» в компанию. В НЛМК сообщили, что «необходимо сначала ознакомиться с аргументацией» американской стороны. Также там добавили, что, если введение пошлин на прокат сократит импортные поставки на американский рынок, это может повысить спрос на продукцию сталелитейных предприятий НЛМК, расположенных в США.
В «Северстали» также подчеркивают, что надеются на то, что предварительные пошлины будут отменены по окончании расследования. В компании заявили, что продолжают участвовать в расследовании и надеются, «что итоговое решение будет базироваться на объективных данных».
В переговорах с американской стороной могут принять участие и представители российского профильного ведомства.
Как сообщил источник «Газеты.Ru» в металлургической отрасли, в марте либо апреле пройдут верификационные визиты Минпромторга, в ходе которых будут уточняться данные по предварительным антидемпинговым пошлинам.
Новые пошлины могут оказаться еще одним ударом по российскому холоднокатаному прокату. В феврале на этот вид российской сталелитейной продукции ввел предварительные антидемпинговые пошлины Евросоюз. Тогда адресные допсборы были установлены, помимо «Северстали» и НЛМК, для Магнитогорского металлургического комбината (ММК). Самый высокий уровень пошлины был определен для НЛМК — в размере 26,2%, для «Северстали» она составила 25,4%, для ММК — на уровне 19,8%.
Но в отличие от Евросоюза рынок США по холодному прокату не представлял собой ключевое направление сбыта ни для НЛМК, ни для «Северстали».
В НЛМК подчеркнули, что «американский рынок холоднокатаного проката не является стратегическим для экспорта группы НЛМК из России». По данным финансового отчета НЛМК за IV квартал 2015 года, отгрузки холоднокатаного проката в 2015 году составляли около 40 тыс. т. Объем поставляемого в США холодного проката, произведенного «Северсталью», также колеблется в районе 40 тыс. т, рассказал «Газете.Ru» источник, близкий к компании.
Объем импорта российской стали в США, по данным за 2014 год, составил 89,4 тыс. т. Для сравнения: из Китая в США было поставлено более 873 тыс. т холоднокатаного проката. Такие данные приводились в материалах минторговли США, опубликованных летом 2015 года. Доля российской продукции в общем объеме холодного проката, против которого выступили американские металлурги, составляет всего 5%.
Мировой рынок стали в последние годы столкнулся, как и многие другие сырьевые рынки, с высоким уровнем перенасыщения.
Это сказалось на ценах на стальную продукцию, которые за последний год просели на несколько десятков процентов. Так, цены на горячекатаный прокат в США, Китае и Европе в годовом исчислении упали на 40–42%, до $310/т в Китае, $324/т в Европе и $441/т в США.
Все это происходит на фоне торможения роста экономики Китая, который является крупнейшим производителем и потребителем стали в мире. Рост потребления стали в Поднебесной замедляется, что привело к тому, что не востребованная внутри страны китайская продукция наводнила мировой рынок. По данным китайской таможенной службы, объем экспорта стали из Поднебесной в 2015 году увеличился на 19,9%, до 112,42 млн т. В прошлом году Китай экспортировал стальной продукции больше, чем произвела любая другая страна мира.
На мировом рынке стали просматривается, в первую очередь, таргетирование китайской стали, о чем свидетельствуют высокие антидемпинговые пошлины, которые вводятся разными странами против стальной продукции из Поднебесной, пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» Андрей Третельников, аналитик ИК ТКС Partners. То решение, которое было принято американскими властями, связано напрямую с защитой стратегической отрасли, которая столкнулась, как и во всем мире, с переизбытком дешевого предложения.
«Китайский прокат становится настолько дешевым, что рынки пытаются защититься от такой дешевой продукции. Российский прокат тоже является угрозой из-за того, что рубль девальвировался и российские компании внезапно стали конкурентоспособными», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» аналитик ФС БКС Кирилл Чуйко.
«Если посчитать все вместе, то объем импорта таргетированных стран — это около 12 млн т при общем объеме импорта стали в США в районе 35 млн т, то есть под пошлины подпали почти 30% импортируемого холодного проката. Отчасти это должно хорошо сказаться на внутренних ценах в США», — добавил Третельников.
Частые расследования и введения пошлин и ограничений свидетельствуют о слабости мирового рынка стали. «Все против всех. Это обычно происходит на дне индустрии, когда что-то нужно делать, а экономические методы не помогают», — резюмировал эксперт.
«И это только начало, — отмечает Чуйко. — Это звенья одной плохой цепи. Торговые войны, барьеры — это тема, которая будет доминирующей в отрасли в ближайшие три-пять лет».