Госдеп и Казначейство США рекомендовали американским банкам отказаться от вложений в российские гособлигации, сообщает издание The Wall Street Journal со ссылкой на информированные источники в банковской сфере.
В начале февраля Минфин России сообщил, что направил 25 иностранным банкам заявки на организацию размещения государственных облигаций в 2016 году. В список вошли в основном крупнейшие банки США, Европы, Китая и Японии: Barclays, BNP Paribas, Bank of America Merrill Lynch, Bank of China, Wells Fargo, Goldman Sachs, JP Morgan, Deutsche Bank, Industrial and Commercial Bank of China, Crédit Agricole, Credit Suisse, Landesbank Baden-Wuerttemberg, Morgan Stanley, Mizuho Financial, Nomura, Citigroup, Societe Generale, Scotiabank, TD Securities, China Construction Bank, Agricultural Bank of China, HSBC, RBC Capital Markets, UBS, UniCredit. Помимо этого, в списке фигурировали и три российских банка: ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк.
С юридической точки зрения участие в размещении российских облигаций не будет нарушать режим санкций против России. Но руководители ряда американских банков опасаются, что средства, которые будут привлечены в результате размещения гособлигаций, могут пойти на поддержку находящихся под санкциями российских компаний. А это уже может быть расценено американскими властями как нарушение, хоть и непреднамеренное, санкционного режима. Чтобы обезопасить себя, они обратились за разъяснениями в Госдеп и Казначейство. По словам источников WSJ,
американские чиновники придерживаются того мнения, что приобретение российских гособлигаций будет идти вразрез с американской внешней политикой и станет своего рода финансированием России.
«Важно, чтобы частные компании в США, Евросоюзе и во всем мире понимали, что Россия останется высокорискованным рынком до тех пор, пока она будет продолжать дестабилизировать ситуацию на Украине», — пояснили WSJ в Госдепе. При этом чиновники предупредили о «репутационных» рисках возврата к ведению бизнеса с Россией «в привычном режиме».
Несмотря на предупреждения Госдепа и Казначейства США, американские банки не выработали единого мнения относительно участия в эмиссии российских гособлигаций. В Citigroup уже решили отказаться, другие банки, в том числе Goldman Sachs и JP Morgan, на запрос WSJ ответили, что пока не приняли окончательного решения. Некоторые американские банки считают, что российские представители пригласили их участвовать в размещении облигаций, чтобы проверить, насколько можно использовать такой вариант привлечения средств на Западе.
В Минфине, комментируя информацию о призывах американских властей не инвестировать в российские гособлигации, сообщили, что уже получили ответы от некоторых банков, заинтересованных в организации выпуска. «У нас есть из кого выбирать», — заметил замминистра Сергей Сторчак, подтвердив в то же время, что «многие банки не ответили» на заявку ведомства. В свою очередь, помощник президента Андрей Белоусов надеется, что рекомендация властей США несильно осложнит размещение суверенного долга на внешних площадках (согласно утвержденному бюджету, план внешних заимствований составляет $3 млрд).
«Идеальный сценарий — это выход на внешний рынок заимствований с емким спросом, тогда с инвесторами можно будет торговаться. Если спрос будет небольшой, то за это придется больше платить. Чем хуже ситуация, тем выше доходность, которую правительство будет вынуждено предлагать», — пояснила в разговоре с «Газетой.Ru» главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По ее словам, сейчас складывается ситуация, когда на спрос могут повлиять «не совсем рыночные факторы». Ожидать, что азиатские рынки смогут обеспечить высокую ликвидность, тоже не приходится.
Последний раз Россия выходила на рынок внешних заимствований в 2013 году (по данным Dealogic, суммарный объем выпуска составил $11,4 млрд).
При этом российские гособлигации представляют собой рискованный, но высокодоходный актив. В 2015 году совокупный доход по долговым бумагам для инвесторов превысил 21%.
Это лучший результат среди гособлигаций других 65 развивающихся стран, по информации JP Morgan. К примеру, франкфуртский инвестиционный фонд Union Investment вложился в российские гособлигации в начале 2015 года, в то время как большинство западных инвесторов выводили из России свои активы. Выбор оказался выигрышным: вложения принесли Union Investment около 25% прибыли в долларовом выражении, рассказал Bloomberg один из управляющих фондом Дмитрий Баринов.
Но ситуация изменилась в текущем году. Если в прошлом инвесторы, вложившиеся в российские гособлигации, могли надеяться на высокую доходность из-за резкого скачка и последующего быстрого снижения ключевой ставки, то в 2016 году основополагающим фактором на рынке является цена на нефть, достигнувшая 13-летнего минимума. «Нефть — очень волатильный фактор, — пояснил Баринов, говоря об инвестировании в российские активы в текущем году. — Все ставки отозваны».
По словам Орловой, спрос на российский суверенный долг будет небольшим. При этом «выход на рынок заимствований» с низким спросом грозит репутационными рисками, предупредила она.