Авансы поют романсы

Министерство финансов ужесточает выдачу бюджетных денег авансом

Петр Орехин
Shutterstock
Получить деньги авансом из бюджета стало гораздо сложнее. Министр финансов Антон Силуанов сообщил, что в этом году авансирование будет осуществляться исключительно «под потребности» и только через счета Федерального казначейства. Эксперты поддерживают эту политику Минфина, отмечая, что в условиях дефицита бюджетных средств деньги не должны замораживаться на банковских депозитах.

Глава Минфина Антон Силуанов на коллегии Федерального казначейства сообщил, что щедрых авансов из бюджета больше не будет.

«Мы ужесточаем возможности предоставления авансового финансирования… Если эти ресурсы идут непосредственно в экономику, до конкретных производителей продукции, участвующих в формировании госзаказа, оказании услуг для госнужд, то, конечно, эти авансы точно так же осуществляются. Но если эти авансы идут на счет, который потом замораживается, нам такие авансы не нужны», — приводит его слова РИА «Новости».

Министр подчеркнул, что в этом году авансирование будет осуществляться исключительно под потребности и на счета Федерального казначейства. «Если предприятие или организация, бюджетное учреждение, получает аванс из бюджета, пожалуйста, открывайте счет в казначействе», — сказал Силуанов.

Новая политика Минфина четко видна по бюджетным расходам в январе 2016 года. Они составили всего 698,3 млрд руб., тогда как годом ранее расходы составили 1,54 трлн руб. (здесь и далее — данные Минфина). Вообще, январские бюджетные траты в этом году — самые низкие с 2011 года, когда из казны было потрачено 657,4 млрд руб.

Основной объем расходов был сэкономлен по статье «национальная оборона», которая была профинансирована лишь на 12,7 млрд. В прошлом году «оборона» получила 673,4 млрд руб., и даже в 2011 году расходы были выше — 23,2 млрд руб.

После выхода бюджетного отчета за январь Минфин пояснял, что это связано именно с изменением механизма авансирования, и обещал, что в дальнейшем объем расходов будет расти.

Отказ от масштабного авансирования позволил в январе свести бюджет с профицитом в 389 млрд руб., тогда как в январе 2015 года был дефицит. Глава Федерального казначейства Роман Артюхин в ходе коллегии отметил, что в феврале бюджет снова станет дефицитным. «По данным кассовых планов главных распорядителей бюджетных средств, дефицит бюджета России в феврале, по нашей оценке, может составить 828,3 млрд руб. по состоянию на 1 марта, по итогам двух месяцев — 437,1 млрд руб.», — сказал он.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев ранее предположил, что при среднегодовой цене нефти в $40 за баррель дефицит федерального бюджета по итогам 2016 года может составить 4,6–4,7% ВВП. Пока текущие параметры — это $50 за баррель и дефицит в 3% ВВП.

Глава Счетной палаты Татьяна Голикова неоднократно указывала на порочность практики авансирования. Например, она называла предпосылками для коррупционных проявлений авансирование расходов без достаточных оснований, а также расходование избыточно полученных бюджетных ресурсов и не возвращенных в бюджет остатков.

Так, например, Счетной палатой при строительстве Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш установлен факт оплаты подрядчику ООО «НПО «Мостовик» фактически не выполненных работ на сумму 179,9 млн руб. и ему же выплачен аванс сверх установленного размера на 117,5 млн руб. Авансирование было осуществлено подрядчику, который имел нестабильное финансовое состояние и в июне 2015 года признан банкротом. Государству причинен ущерб на сумму 297,4 млн руб.

Антон Силуанов рассказал также, что сейчас Минфин отрабатывает механизм «казначейского аккредитива»: «Это новый инструмент. Мы хотим отработать этот механизм в текущем году, чтобы запустить его внедрение начиная со следующего года».

По словам главы финансового ведомства, «казначейский аккредитив» поможет «избежать задействования дополнительных ресурсов казны, в том числе и средств наших резервных фондов».

В Минфине оперативно не смогли прокомментировать «Газете.Ru» технические детали нового инструмента. Впрочем, любой аккредитив представляет собой обязательство выплатить какую-то сумму на оговоренных условиях. В данном случае речь как раз может идти о том, чтобы производить оплату только по факту, а не авансом.

Эксперты поддерживают ужесточение авансовой политики Минфина.

«Я думаю, что политика Минфина оправданна. Она вызвана отсутствием денег в бюджете. Мы знаем, что из года в год часть расходов авансируется, но эти средства не тратятся, а в конце года возвращаются в бюджет. Получается, что часть денег, которая могла бы быть потрачена сейчас на что-то срочное, фактически замораживается до следующего года. В условиях острого бюджетного дефицита борьба с этим авансированием вполне оправданна», — сказала «Газете.Ru» Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Антон Силуанов видит проблемы не только с бюджетом, но и в целом оценивает ситуацию в экономике как сложную.

«Ситуация носит долгосрочный характер. Мы видим, что таких отскоков с точки зрения улучшения платежного баланса, как это было в прошлые сложные моменты, мы не ожидаем. Поэтому мы готовимся к длительной работе в нынешних условиях», — сказал министр.

Ранее Минфин спрогнозировал, что при низких ценах на нефть ($40 за баррель) и отсутствии структурных реформ российская экономика будет расти минимальными темпами 1–1,3% в год в ближайшие 15 лет.