В этом году «Газпром» намерен нарастить поставки в ЕС и Турцию до рекордных 162,6 млрд кубов. При этом объемы будут увеличиваться и в следующие два года, до 166,3 млрд кубов в 2018 году, пишет агентство Bloomberg. Правда, рекордных показателей газовая монополия может так и не достичь из-за проблем с ключевыми контрагентами.
По данным Фонда национальной энергетической безопасности, в 2010 году «Газпром» поставил в ЕС 122,5 млрд кубометров. Основными потребителями тогда были Германия (34 млрд кубов), Италия (13,1 млрд) и Польша (9,9 млрд кубометров). Еще одним крупнейшим контрагентом «Газпрома» являлась не входящая в Евросоюз Турция, которая в 2010 году законтрактовала 30 млрд кубов.
Крупнейшим же клиентом «Газпрома» в 2010 году была Украина: 36,5 млрд кубометров из 36,6 млрд общего украинского газового импорта.
В дальнейшем ситуация начала меняться. Рекордным годом для «Газпрома» в плане поставок в Старый Свет стал 2013-й. Объемы, поставленные в ЕС, достигли 138,1 млрд кубов. На первом месте опять была Германия (40,2 млрд), Италия нарастила закупки до 25 млрд кубометров, а вот на третьем месте оказалась Великобритания с 12,5 млрд кубов. Турция же, напротив, снизила закупки до 26,6 млрд. Тогда как уровень поставок на Украину упал до 25,8 млрд кубометров.
Но затем объемы, поставляемые в Европу, начали снижаться. В 2014 году ЕС получил уже 121,33 млрд кубов (в лидерах снова Германия, Италия и Великобритания с 38,7, 21,7 и 10,1 млрд кубометров соответственно). А вот Турция, наоборот, несколько увеличила закупки, до 27,33 млрд кубов.
Украина, в свою очередь, продолжала планомерно снижать зависимость от российского газа. В 2014 году Киев закупил лишь 14,5 млрд кубометров.
Правда, падение по украинскому направлению было вызвано по большей части ухудшающимся состоянием промышленности на Украине. С 2010 года потребление газа сократилось с 57,6 до 42,6 млрд кубов. При этом в страну наращивались реверсные поставки газа из Европы (который на самом деле частично был все тем же российским газом — европейские компании продавали Киеву излишки). Поставки из ЕС начались в 2012 году и тогда составляли лишь 0,1 млрд кубов. Но уже в 2014 году достигли 5 млрд кубометров, что составило почти четверть от всего украинского импорта газа.
Официально статистики по поставкам газа в ЕС за 2015 год пока нет, за девять месяцев они составили 97,23 млрд кубометров, и, по прогнозам, годовые показатели превысят результаты предшествующего года.
Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев озвучивал планы в 158,6 млрд кубов.
Однако здесь есть один нюанс: осенью 2014 года «Газпром» сокращал поставки в Европу, чтобы не допустить перебрасывания дополнительных объемов на тот самый украинский реверс. Впрочем, так говорили европейские клиенты монополии, а сама она заявляла, что не сокращала поставок, а лишь не соглашалась предоставлять дополнительные объемы.
Сама Украина в итоге сократила импорт из России в 2015 году до минимума.
По данным украинского «Нафтогаза», импорт из России упал в 2,4 раза и составил лишь 6,1 млрд кубометров, при этом поставки из Европы превысили 10 млрд кубов. В результате доля использования российского газа во внутреннем украинском потреблении сократилась с 38% в 2014 году до 18%. Кстати, в течение 2015 года Украина несколько раз полностью отказывалась от российского газа, предпочитая ему более дешевый реверсный — в третьем квартале и в ноябре — декабре. На данный момент Киев газ у «Газпрома» также не закупает. Впрочем, ранее сообщалось, что «Газпром» намерен увеличивать поставки на Украину в 2016–2018 годах, до уровня 8,8–14,1 млрд кубов.
Что касается Турции, то российско-турецкие отношения испортились после того, как турки сбили российский истребитель Су-24. Анкара заявила о возможности отказа от российского газа и начала вести переговоры о наращивании поставок сжиженного природного газа (СПГ) из Катара и даже о возможных поставках из Израиля. Кроме того, турки фактически заморозили проект российского газопровода «Турецкий поток», затягивая выдачу окончательных разрешений по нему. Впрочем, как ранее отмечали эксперты рынка, Россия обеспечивает около 60% газового потребления Турции, так что полностью отказаться от поставок «Газпрома» туркам вряд ли удастся.
Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач напоминает, что с Турцией у России заключены долгосрочные контракты на поставку газа, часть из которых — до 2040 года. «С Турцией у РФ плотная взаимозависимость, однако существующие политические проблемы не позволяют развивать отношения в газовой сфере», — отмечает эксперт.
В отношении Евросоюза многое зависит от энергетической политики европейцев, которая весьма противоречива. В частности, Европа декларирует снижение использования угля и борьбу за экологию, однако по факту этого не происходит. «Меры по созданию рынка квот на выбросы вредных веществ в атмосферу не сработали, а новой системы так и нет», — указывает Гривач. Однако на фоне падения цен на нефть снижается и стоимость газа, в том числе российского, так как долгосрочные контракты «Газпрома» привязаны к нефтяным котировкам. Это повышает привлекательность газа как вида топлива более экологичного, чем уголь. И одновременно снижает интерес к возобновляемым источникам энергии, которые требуют крупных затрат (эта отрасль в Европе является субсидируемой).
Существует также угроза начала масштабных поставок газа из Ирана, обладающего самыми крупными в мире запасами (34 трлн кубометров), однако для этого пока нет необходимой инфраструктуры. По оценке Гривача, даже при благоприятном стечении обстоятельств для Ирана и его потенциальных европейских партнеров обеспечение поставок потребует от пяти до десяти лет.
«Падение потребления газа на Украине, то, что Киев называет энергоэффективностью, фактически является коллапсом потребления, вызванным ростом внутренних цен для конечных потребителей, так что в итоге они просто не могут себе позволить закупать газ», — поясняет замглавы ФНЭБ. Кроме того, стране нужно восстанавливать промышленность. Например, крупнейшей по уровню потребления газа на Украине ранее была Донецкая область, пострадавшая из-за военных действий.