По данным американской Комиссии по срочной биржевой торговле (CFTC), инвесторы стали активнее торговать фьючерсами на нефть. Так, на Нью-Йоркской бирже NYMEX общее количество торговых позиций по нефти за неделю, закончившуюся 2 февраля, превысило 1,855 млн (речь идет о контрактах по 1 тыс. баррелей). В разных категориях трейдеров за неделю рост позиций, в зависимости от того, были они длинными или короткими, составил от 7,7 до 25,2%.
При этом если производители нефти и торгующие реальными объемами сырья предпочитают короткие позиции длинным (467.613 против 224.224), то своп-дилеры (фактически посредники), а также представители управляемых средств (банки, хедж-фонды и пенсионные фонды) ориентированы на длинные — 227.385 к 189.782 в первом случае и 272.485 против 206.215 во втором.
Как пишет в понедельник Bloomberg, общее число инвесторов достигло рекордного уровня за все время, за которое CFTC ведет статистику (с 2006 года).
«Падение нефтяных котировок дает возможность приобретать фьючерсы с низкой ценой исполнения и длинными сроками обращения, — комментирует старший аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. — Риски падения цены по сравнению с периодом, когда баррель стоил $100, значительно снизились, и велика вероятность того, что в течение года, на который заключается фьючерсный контракт, цена, скорее, вырастет и фьючерс можно будет выгодно перепродать».
Именно поэтому торговля контрактами на нефть привлекательна для спекулянтов.
«Несложно заметить, что за последние месяцы соотношение между группами факторов, влияющих на динамику котировок сырья (фундаментальные против «спекулятивных»), изменилось в пользу последних, — отмечает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. — Так, в последние два месяца корреляция между стоимостью нефти и динамикой китайского фондового рынка составляет около 0,8 (корреляция между Brent и DowJones за аналогичный период еще выше — около 0,9 )».
А значит, в ближайшее время, по словам Борисова, основное влияние на нефтяные цены могут оказывать не специфичные отраслевые факторы (стали катализатором начала падения котировок в 2014 году), а общерыночная конъюнктура (такая ситуация была характерна для 2008–2009 годов).
Основным фундаментальным фактором, влиявшим на нефтяные котировки, было превышение предложения над спросом на мировом рынке. Ранее оно составляло более 3 млн баррелей в сутки (притом что общая добыча в мире составляет, по разным оценкам, 95–100 млн баррелей в день). На данный момент превалирование предложения над спросом уже составляет менее 1 млн баррелей в сутки.
Аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин полагает, что спекулянты нефтяного рынка могут начать игру на повышение, однако это не будет происходить в отрыве от фундаментальных факторов (то есть в первую очередь от того же баланса спроса и предложения). «Пока особых надежд на какие-то кардинальные сдвиги нет», — отмечает эксперт.
Сейчас цены на нефть составляют $33,45 (Brent) и $33,4 (WTI). По мнению главы крупнейшего независимого нефтетрейдера Vitol Иэна Тэйлора, которого цитирует Bloomberg, низкие цены (в диапазоне $40–60 за баррель) сохранятся еще на протяжении десяти лет. Связано это, по словам Тэйлора, в первую очередь с замедлением экономики Китая, который до недавнего времени являлся крупнейшим потребителем, и ростом добычи «сланцевой» нефти в США.
При этом Соединенные Штаты с начала года впервые более чем за 40 лет начали экспортные поставки. Кроме того, активизировался Иран, наращивающий нефтеэкспорт после нескольких лет санкций. Как сообщает в понедельник The Wall Street Journal, в субботу трейдер Glencore начал загрузку иранской нефти для поставок в Европу, став первой западной компанией по поставкам из Ирана. Танкер Glencore загрузил 80 тыс. т нефти. Ранее сообщалось, что всего Иран планирует продавать европейцам по 300 тыс. баррелей (около 41 тыс. т) нефти в день.