Налог Обамы
Президент США Барак Обама предложит в бюджете на 2017 год ввести налог на нефть в размере $10 за каждый баррель для стимулирования проектов экологически чистого транспорта, сообщает Reuters.
Изначально Обама был против отмены запрета на экспорт. Однако в декабре прошлого года, когда американские конгрессмены-республиканцы, лоббирующие отмену эмбарго, договорились с демократами, выступавшими против этой инициативы, Обама подписал проект бюджета-2016, где экспорт нефти был прописан.
В Америке несколько тысяч компаний-нефтедобытчиков, которые за последние годы накопили огромные запасы нефти (так называемая сланцевая революция, в ходе которой американские производители смогли резко увеличить уровень производства за счет добычи нефти из сланцевых пород). Кстати, именно уровень добычи и запасов США является одним из основных факторов, влияющих на нефтяные цены. По данным американского министерства энергетики, запасы Штатов за неделю, закончившуюся 29 января, выросли на 7,8 млн баррелей и составили 502,7 млн баррелей.
«Шансов на то, что действительно будет новый налог на американскую нефть, очень мало, — комментирует эксперт Sberbank Investment Research Валерий Нестеров. — Это не в интересах Обамы».
С одной стороны, новый налог ударит по потребителю, топливо подорожает, что может вызвать недовольство американцев. С другой стороны, по словам Нестерова, это удар по производителям нефти, которые и без того из-за низких цен испытывают серьезные затруднения.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что Обама — уходящий президент. «Решение о начале экспорта было пролоббировано нефтяниками, и его продавили через конгресс США, Обама фактически ничего не мог сделать, — поясняет политолог. — А теперь, учитывая, что в следующем году в Штатах будет уже новый президент, Обама перекладывает ответственность на него».
Но при этом Обама делает подачу кандидату в президенты от демократов (сейчас лидером предвыборной гонки в США является Хиллари Клинтон). Дело в том, что конгрессмены-демократы договорились с республиканцами об отмене запрета на экспорт нефти только при условии, что будут предоставлены преференции так называемой зеленой энергетике. И именно на охрану природы пойдут средства от 10-процентного налога на баррель. Республиканцы, кстати, уже заявили, что опротестуют эту инициативу.
«Экология — «знамя» американских демократов, — комментирует Макаркин. — Налог, предлагаемый Обамой, поможет им в плане привлечения электората. Но если на выборах победит представитель республиканцев, традиционно поддерживающих предпринимательство, они постараются его отменить».
Уже сейчас многие компании в США работают себе в убыток или лишь за счет субсидий. В конце января агентство Reuters сообщало, что даже ведущие американские компании, добывающие сланцевую нефть, — Continental Resources, Hess Corp и Noble Energy — сократят свои расходы в диапазоне от 40 до 60%.
Впрочем, инициатива президента может оказать определенное влияние на котировки WTI.
Нефтяные скачки
Нефтяные котировки в последние месяцы прыгают с довольно большой амплитудой. Тем не менее общий уровень остается около отметки $30 за баррель. Это касается и североморской Brent, и американской легкой WTI. На лондонской бирже ICE к 10.55 мск пятницы они торговались по $34,19 и $31,53 соответственно.
После того как с начала 2016 года США после более чем 40-летнего запрета на экспорт разрешили поставлять свою нефть за границу, цена WTI некоторое время была выше Brent, чего не было уже на протяжении нескольких лет. WTI — нефть лучшего качества, чем Brent, она более «легкая» (меньшей плотности), но до последнего времени она служила бенчмарком только для США. После отмены запрета на экспорт, когда первые поставки пошли в Европу, Азию и даже Венесуэлу, которая сама традиционно поставляла нефть Штатам, стоимость WTI стала превышать Brent.
Позднее североморская нефть вновь стала обгонять американскую по цене. Brent колеблется значительно сильнее WTI. Тренд на снижение был задан в первую очередь декабрьским решением ОПЕК, которая при имеющемся переизбытке добычи (на сегодняшний день около 1 млн баррелей в сутки) отказалась сокращать квоты, выходом на мировой рынок американской нефти и отменой в середине января санкций Запада в отношении Ирана. Исламская Республика Иран уже давно обещала сразу по отмене ограничений нарастить добычу и экспорт на 0,5 млн баррелей в день, а позднее довести эти объемы до 1 млн баррелей.
Но на прошлой неделе ценам дало толчок вверх сообщение о том, что страны ОПЕК (в первую очередь Саудовская Аравия) готовы рассматривать вопрос о сокращении добычи на 5% — при условии, что производство нефти сократят все мировые лидеры. Тогда цена барреля Brent выросла сразу на $3, превысив $36.
Ожидания и прогнозы
Ожидания и прогнозы по нефтяным ценам разнятся кардинально. Министерство энергетики США считает, что в течение года котировки пойдут вверх. Кстати, по оценкам американского минэнерго, при цене барреля в $30 объем добычи в Штатах будет снижаться на 1–2% в месяц. Российский «Газпром» на этой неделе сообщил, что прорабатывает бюджет-2016 с возможностью падения цен до $20–25 (помимо того, что у «Газпрома» есть нефтяная «дочка», газовая монополия сама весьма зависит от цен на нефть — долгосрочные контракты «Газпрома» привязаны к нефтяной «корзине»). Британский банк Standard Chartered в конце января прогнозировал рост барреля в 2016 году до $75.
«Сейчас цена колеблется на ожиданиях, чем пользуются спекулянты: кто играет на повышение, кто на понижение, — говорит глава аналитического отдела ГК «Альпари» Александр Разуваев. — Главную роль играют ожидания от решения ОПЕК в альянсе с другими производителями».
Глава российского МИДа Сергей Лавров встретился с представителями ОПЕК и заявил, что сокращение добычи «может обсуждаться».
Однако, по словам Разуваева, вряд ли уровень мировой добычи снизится по решению, скорее он упадет сам по себе из-за сокращения инвестиций, вызванного низкими ценами на нефть.
«В первую очередь — у «сланцевых» производителей США, — подчеркивает Разуваев. — Снижение добычи неизбежно».
Решение о сокращении производства нефти может быть принято на встрече стран ОПЕК с производителями, не входящими в картель, которая должна состояться уже в феврале. Точная дата пока не определена.