Русские пилоты улетают в Азию

Российские пилоты вынуждены искать работу за рубежом

Shutterstock
Российские пилоты остаются без работы. За год их число выросло в 2 раза, до 4 тыс. человек, а зарплата начала падать. Число безработных может вырасти, так как еще несколько отечественных авиаперевозчиков могут уйти с рынка. Российские командиры воздушного судна подыскивают работу за границей.

Работы меньше, зарплаты ниже

В России сейчас порядка 14,8 тыс. пилотов, которые имеют право выполнять коммерческую перевозку пассажиров, рассказал «Газете.Ru» президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук.

При этом число безработных в этой сфере за последнее время выросло. Два года назад в России было от 1,5 тыс. до 2 тыс. безработных пилотов, сейчас их число может достигать 4 тыс. человек.

«Из них порядка 1тыс. человек находятся в листах ожидания авиакомпаний», — уточняет Бойчук.

Около 500 человек из этих безработных — это пилоты «Трансаэро», второй крупнейшей авиакомпании в России, которая с 26 октября прошлого года прекратила полеты из-за финансовых затруднений.

Перед банкротством у «Трансаэро» было примерно 900 пилотов. «Порядка 150 пилотов в «Аэрофлоте». Около 50 человек трудоустроены в других компаниях, порядка 70 человек, которые летали на Boeing 747, перешли на работу в AirBridgеCargo», — подсчитывает президент профсоюза, добавляя, что еще часть пилотов уже прошла собеседование в новой компании «Россия», которая сейчас строится на базе трех «дочек» «Аэрофлота»: «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Донавиа».

По его словам, в первую очередь штатное расписание нового авиаперевозчика будет укомплектовано работниками этих трех компаний, а потом они будет доукомплектовываться уже работниками «Трансаэро». При этом, например, «Аэрофлоту» до конца года нужно будет не менее 100 пилотов на SSJ100, также будет набор пилотов на Boeing 737 и А320. Мирослав Бойчук отмечает, что руководство новой «России» формирует штатное расписание из расчета 40 часов в месяц на экипаж, что позволит дополнительно трудоустроить не менее 300 пилотов (как правило, авиакомпании формируют штатное расписание из расчета 60–80 часов в месяц на экипаж, а с продлением — до 90 часов в месяц на экипаж. — «Газета.Ru»).

Источник «Газеты.Ru», близкий к «Аэрофлоту», отметил, что сейчас в авиакомпании всего 26 вакансий для командиров воздушного судна, когда как, например, в 2013 году требовалось 140 командиров.

По данным профсоюза, наблюдается и естественная убыль пилотов. «В 2013 году полетную деятельность оставило 525 человек, в 2014 году — 585 человек. «Я думаю, что по итогам 2015 года эта цифра будет более 1 тыс. человек», — считает Мирослав Бойчук.

При этом заработная плата командира воздушного судна сократилась.

Например, еще два года назад считалось, что у пилотов «Аэрофлота» самая высокая в отрасли зарплата. Командир воздушного судна авиаперевозчика мог получать до 500 тыс. руб. Сейчас, согласно данным сайта в разделе вакансии «Аэрофлота», максимальная зарплата КВС достигает 400 тыс. руб.

Два года назад в отдельных авиакомпаниях, напротив, существовал дефицит пилотов.

«Тогда был дефицит командиров воздушных судов на определенные типы самолетов: Airbus 319, Airbus 320, Airbus 321, Boeing 737», — уточняет Бойчук. По его данным, два года назад из 7,5 тыс. вторых пилотов около 3 тыс. человек имели налет более 2,5 тыс. часов, что давало им право претендовать на ввод в командиры воздушного судна.

Вместе с тем число пилотов с дипломом, но без достаточной летной практики и тогда было высоким. «У нас в стране пилотом называется любой человек, который имеет соответствующий документ, при этом не имея ни опыта, ни налета, ни рейтинга на какой-либо тип воздушного судна. Он не может быть допущен к полетам. Вот и получалось, что, с одной стороны, была жесточайшая нехватка пилотов, а с другой — люди с летными книжками стояли в очереди в авиакомпании», — поясняет Роман Гусаров из Avia.Ru.

Русские пилоты улетают за рубеж

После того как на отечественном авиационном рынке стали появляться свободные кадры, а количество вакансий — убывать, появилась информация о том, что российские пилоты нашли работу за рубежом. В профсоюзе летного состава подсчитали, что с конца прошлого года за границу трудоустроилось около 50 пилотов.

«Спрос на наших пилотов за рубежом есть. Например, в Китае, по разным данным, требуется около 300 готовых командиров. Но там действуют суровые медицинские правила, довольно жесткий отбор. Недавно был отбор — из 20 человек наших пилотов прошло двое. К сожалению, уезжают лучшие из лучших, специалисты высокого класса», — рассказывает Мирослав Бойчук.

С ним соглашается и Роман Гусаров, который отмечает, что российские пилоты не редко предпочитали выбирать местом работы иностранные авиакомпании.

«Это явление не сегодняшнего дня, это было и в те годы, когда в российских авиакомпаниях опытных пилотов не хватало. Самое печальное, что иностранцы всегда оттягивали у нас именно опытные кадры. Любой, кто владел английским на хорошем уровне, был всегда готов уехать за границу», — сетует эксперт.

Иностранцы больше не в почете

Ранее российское законодательство не позволяло отечественным авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов на должность командиров воздушных судов. Однако нехватка кадров подтолкнула к тому, что в 2014 году были внесены изменения в ст. 56 Воздушного кодекса России, которые позволили российским авиаперевозчикам брать иностранцев на работу. На все авиакомпании была выделена квота — до 200 пилотов-иностранцев в год. Сейчас, в условиях профицита пилотов, квота на иностранных пилотов стала неактуальна.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), на конец прошлого года нераспределенная численность иностранных граждан в рамках квоты на должность командиров воздушных судов составила 117 человек. По данным профсоюза летного состава, по факту работает не более 20 иностранцев.«К управлению отечественными самолетами иностранных командиров воздушных судов предложили допустить временно. Это делалось для того, чтобы молодым неопытным российским пилотам было рядом с кем летать и получать необходимый летный опыт, чтобы вырастить из них новое поколение командиров воздушных судов», — объясняет Роман Гусаров.

Первым пилотом-иностранцем в России стал гражданин Германии Клаус Дитер Рольфс.

Он пришел в «Аэрофлот» в сентябре 2014 года, однако спустя всего полгода покинул авиакомпанию. Сообщалось, что Рольфс уволился по двум причинам: из-за девальвации рубля и из-за того, что не смог найти общего языка с российскими пилотами.

Новые безработные

В начале февраля профильные ведомства обсудят меры, которые позволили бы сохранить численность летного состава, говорят в профсоюзе.

«Например, есть предложение зафиксировать в авиакомпаниях фонд заработной платы, тем самым избежать сокращений. Особенно это будет касаться компаний, где государство имеет контрольный или блокирующий пакет акций. Мы будем работать меньше, получать меньше, но люди будут трудоустроены. Мы же понимаем, что сейчас кризис, в авиации это чувствуется», — отмечает Мирослав Бойчук.

Эксперты считают, что потерять работу могут многие пилоты из числа сотрудников авиаперевозчиков, ориентированных на туристические перевозки. «Если в ближайшее время, хотя бы к марту, не будет открыт для полетов Египет, то мы к концу года будем иметь еще ряд банкротств, порядка пяти-шести компаний из первой двадцатки», — считает Бойчук.