Думай быстро — плати меньше
Такая модель поведения покупателя просматривается, если проанализировать продажи авиабилетов в ЕС и США. Селин Масси, менеджер по ценообразованию и маркетингу в России и на Украине авиакомпании Swiss, отмечает снижение глубины продаж. Если авиакомпании вдруг выбрасывают в продажу выгодные предложения, потенциальный покупатель обязан быстро принять решение. Особенно это заметно на примере покупок, приуроченных к праздничным датам, когда имеется возможность добавить к отпуску несколько выходных. «Авиаперелеты в Европу на Новый год, майские праздники и другие популярные у россиян даты теперь оплачиваются буквально за несколько дней, за неделю или две, раньше билеты на праздничные даты приобретались за несколько месяцев», — говорит Масси.
Перелеты в Европу из-за резкого укрепления евро упали значительно (официальных данных за 2015 год пока нет), а вот покупки билетов в США, несмотря на укрепление доллара, сохраняют почти прежнюю динамику.
Это, как правило, более состоятельные люди, чем те, кто отдыхает в Европе. «Дело в том, что покупатели билетов в Европу — это, как правило, средний класс, доходы которого балансируют на грани. Да, они могли позволить себе Барселону, но денег в обрез, и при малейшем росте евро этот покупатель уходит или переключается на внутренние рейсы», — говорит Масси. Покупатель к тому же осознает, что покупка билета — это только начало расходов на путешествие. При этом непонятно, каким будет курс евро даже в ближайшее время. И на этом основании отказывается от поездки.
Оцифровка покупательских настроений
Еще один тренд сезона — рост интернет-продаж. Покупатели стали больше доверять рекламе товара, представленного в мобильных приложениях смартфонов. Через мобильные гаджеты теперь можно купить едва ли не любой товар, и покупатели активно этим пользуются. По сравнению с прошлым «Киберпонедельником» (акция проходила 25 января) платежи пользователей мобильного приложения Visa QIWI Wallet в адрес российских интернет-магазинов выросли в денежном выражении на 54%, а в количественном — почти в два раза, отмечают в компании QIWI. При этом люди не забывали об экономии и старались покупать больше товаров в самом нижнем ценовом сегменте, уточняют в QIWI.
Средняя сумма платежа составила около 500 руб., что на 25% ниже показателя прошлогодней распродажи.
Проанализировав платежное поведение пользователей, эксперты QIWI сделали вывод о том, что граждане чаще покупают товары через мобильные приложения, что называется, «импульсивно», переходя в своих смартфонах по ссылкам из e-mail или SMS-рассылок интернет-магазинов. Так, объем платежей по сравнению с обычным днем по мобильному приложению вырос на 17%, а количество — на 21%, в то время как покупки через веб-интерфейс показали более «скромный» рост — на 15%. Также на четверть увеличилась доля покупателей, использующих мобильное приложение для оплаты.
«Акция «Киберпонедельник», в которой Lamoda участвует уже несколько лет подряд, в этом году прошла успешно, подтвердил курс на оцифровку потребительских настроений Нильс Тонзен, гендиректор Lamoda. «Мы наблюдали довольно сильный рост трафика. Например, час пик пришелся на вторую половину дня «Киберпонедельника»: в это время количество заказов увеличилось на 30% по сравнению с обычным днем», — говорит Тонзен.
«Мы видим рост доли интернет-покупок: в 2015 году доля онлайна выросла на 12,5% по сравнению с 2014 годом и составила 11% от оборота всей сети», — подтвердили тренд и в «М.Видео».
Не отдохнем, так затаримся
Россияне, которым не хватило денег на заграничный отдых, предпочли потратить часть средств на покупку вещей не первой необходимости: на гаджеты, спортивную одежду или обувь.
Если сравнивать декабрь 2014 года, когда рубль был отпущен в свободное плавание, с декабрем 2015 года, когда рубль снова обвалился, то картина следующая:
в 2014-м многие покупали про запас крупную бытовую технику, телевизоры, а на себя тратили меньше. В этот раз, наоборот, покупатели решили отыграться на товарах лично для себя, отмечают ритейлеры.
«В декабре 2015 года наши покупатели никуда не уехали, и спрос распределился на другие товары, что отразилось на продажах декабря во всех наших сетях», — говорит Людмила Семушина, руководитель пресс-службы Inventive Retail Group (re:Store, Samsung, Sony Centre, LEGO, Nike)
Выручка магазинов сетей Inventive Retail Group выросла за декабрь 2015 года на 36% год к году в рублях. Например, на 30% выросли продажи у магазина re:Store.
Колеса взаймы
Потребитель обеднел, но хочет по-прежнему жить красиво. Решение есть, хотя небесспорное: брать кредиты на покупки. «Говоря прямо, мы понимаем, что население беднеет и люди могут резко сократить свой стандарт, а могут кредитом постараться поддержать элементы своей обычной жизни», — говорил в декабре прошлого года глава ВТБ24 Михаил Задорнов. Ранее сообщалось, что число бедных россиян выросло в два раза.
«Мицубиси Рус» подтверждает рост продаж с привлечением кредитных средств. «Каждый пятый автомобиль бы куплен за счет кредитов», — говорит Екатерина Колесникова, представитель «Мицубиси Рус». Но прежнего ажиотажа, наблюдавшегося в конце 2014 года, нет. Отчасти это связано с насыщением рынка.
Но имеется и другая специфика.
Все-таки покупка автомобиля, даже самого бюджетного (например, паркетного внедорожника ASX-6, от 1,1 млн руб.), не может быть импульсивной. Иногда лучше пережить повышение валютного курса, но дождаться скидок от дилера.
«Автомобиль не микроволновка или фен, покупка автомобиля планируется заранее, к ней готовятся, а снижение курса рубля может, конечно, подтолкнуть к покупке, но не создаст ажиотажного спроса», — говорит Колесникова.
Красота готовых решений
После обвала рубля потребители стали требовательнее к выбору парфюмерно-косметической продукции, делится наблюдением Алла Соколова, генеральный директор «Mary Kay Россия». «Мы говорим именно о потребительском кризисе, у людей критически падает покупательская способность», — говорит Соколова.
Поскольку влияние курса валют на косметический бизнес довольно высоко, в феврале цены на весь ассортимент продукции компании вырастут в среднем на 10%, прогнозирует гендиректор.
Но есть и хорошая новость. Покупателю предложат готовые решения. Ему придется меньше ломать голову над тем, что выбрать из продуктовой линейки таким образом, чтобы было подешевле, но качественно. «В 2016 году мы поедем по 30 городам России на ярких и красочных автобусах красоты, и каждая девушка сможет примерить для себя новый образ — образ красоты и уверенности», — заключает Соколова.
Золото-бриллианты: блестит, но не греет
Рынок ювелирных изделий остается консервативным, и заметных изменений в тактике покупателей здесь не наблюдается. Рынок ювелирки снижается с 2012 года вместе с падением цен на золото, отмечает Валерий Кочетков, владелец компании «Лазурит». Если четыре года назад унция стоила 1,8 тыс. руб., то сейчас — 1,1 тыс. руб.
Несмотря на то что золото, как металл, дешевеет, розничные цены держатся запредельно высокими, и покупательское поведение здесь не меняется. Магазины ювелирных украшений пустуют.
«Продажи падают из-за неадекватной розничной накрутки, достигающей 50, 70% и даже все 100%. Продажи не идут, магазины ювелирных изделий пустые. Тогда как в Китае, например, продавцы золотых изделий добавляют к оптовым ценам 10–20%», — говорит Кочетков.
Снижению продаж ювелирки способствуют регуляторы. Госдума приняла закон, предусматривающий с 1 января 2016 года предъявление паспорта и анкетирование при покупке за наличные средства ювелирных украшений на сумму более 40 тыс. руб. (100 тыс. руб. в случае расплаты банковской картой). Обязательная идентификация введена по требованию Росфинмониторинга в целях борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Состоятельным покупателям это не нравится.
По словам Кочеткова, в 2016 году рынок ювелирки просядет на 10%. И, возможно, еще на 5%, если Минфин отменит ввозные пошлины на цветные камни. Это обещал на III Международном экономическом ювелирном форуме замминистра финансов Алексей Моисеев. Покупатели выжидают, отмечает Кочетков.