С начала января по конец декабря 2015 года баррель нефти Brent, к цене которой привязана цена российской Urals, подешевел почти на 35%, с $55,38 до $36,28. Нефть дешевела под давлением переизбытка предложения на мировом рынке (в разные периоды оно оценивалось в 1,5–3 млн баррелей в сутки), а также на ожиданиях выхода дополнительных объемов нефти из Ирана. Окончательно добили баррель в декабре решение Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), которая не стала сокращать свои квоты на добычу (хотя они и так примерно на 1,5 млн баррелей в сутки превышали установленный лимит в 30 млн баррелей), и снятие запрета на экспорт нефти из США. Собственно запрет был снят с начала 2016 года, но сам проект бюджета-2016 американский президент Барак Обама подписал в середине декабря.
Несмотря на обрушившуюся нефть, цены на автомобильное топливо в России, которая является одним из крупнейших производителей нефти в мире, выросли.
По данным Thomson Reuters KORTES, за 2015 год цена литра бензина «Регуляр-92» в среднем по России выросла на 5%, с 32,5 до 34,15 руб. «Премиум-95» подорожал также примерно на 5%, с 35,18 до 36,95 руб. Дизельное топливо выросло у цене на 3,48%, с 34,41 до 35,61 руб.
При этом в оптовом сегменте цены снизились. «Регуляр-92» подешевел на 2,57% (с 32,5 тыс. до 31,667 тыс. руб. за тонну), «Премиум-95» — на 2,71% (с 34,246 тыс. до 33,317 тыс.). Цена ДТ снизилась на 0,92% (с 31,372 тыс. до 31,082 тыс.).
Кстати, российский вице-премьер Аркадий Дворкович на прошлой неделе говорил, что в 2016 году рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая, по словам чиновника, должна составить не более 10%.
Эксперт банка «Уралсиб» Алексей Кокин говорит, что ранее рост цен на бензин при дешевеющей нефти частично объяснялся дефицитом на внутреннем рынке, который добавлял премию к цене топлива.
«Но такой разрыв, как сейчас, дефицитом уже не объяснишь, тем более что в прошлом году он не только не вырос, но даже снизился, — говорит аналитик. — В удержании цен на топливо сыграли свою роль поставщики, воспользовавшиеся фактически олигополией на рынке топлива».
Действительно, основную часть автомобильного топлива на внутренний рынок поставляют всего несколько крупных компаний-лидеров, причем продают свою продукцию они по большей части своим же сбытовым сетям.
Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша отмечает, что внутрироссийские цены на топливо вообще не зависят от мировых цен на нефть. «Россия ведь нефть продает, а не покупает. И цена бензина на внутреннем рынке находится в прямой зависимости от себестоимости добычи и налоговой нагрузки», — поясняет эксперт.
В конечной цене литра бензина в России собственно цена нефти составляет лишь 7%, в то время как налоги — 65%. Для сравнения: в США 65% стоимости топлива — это как раз цена сырья, тогда как на налоги приходится лишь 15%.
По словам Аркуши, чтобы снизить цену топлива, в России необходимо прежде всего снизить налоговое бремя. «И даже с учетом налогов литр бензина в долларах стоит у нас лишь около $0,4 — это самая низкая цена в Европе», — указывает президент МТА.
На середину января в странах Европы цена литра 92-го бензина колебалась в диапазоне €1–1,3, 95-го — €1,1–1,6. «Дизель» в среднем несколько дешевле — €1–1,25. Любопытно, что одни из самых высоких цен — в нефтедобывающей Норвегии.