Россияне перестали летать

Авиаперевозки за рубеж в декабре рухнули на 30,7%

Shutterstock
Всего 1,9 млн человек в декабре перевезли зарубеж российские авиаперевозчики. Это на 30,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Уход с рынка «Трансаэро», запрет на полеты в Египет и на Украину, ограничение рейсов в Турцию сильно урезали число желающих поехать за рубеж. Кроме того, из-за падения курса рубля заграничные поездки стали обходиться еще дороже. В этом году, по прогнозам экспертов, рынок просядет еще на 10%.

Как подсчитали в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация), в декабре прошлого года российские авиаперевозчики перевезли 5,5 млн человек, что на 11,9% меньше, чем в декабре 2014 года. При этом международное направление рухнуло на 30,7%, до 1,9 млн человек. Внутренние авиаперевозки в прошлом месяце значительно не подросли — всего на 2,5%, до 3,64 млн человек. Пассажирооборот за этот период сократился на 18,8%, до 13,48 млрд пассажиро-километров. Загрузка кресел в декабре снизилась на 0,7 процентных пункта, до 72%.

Международные авиаперевозки падали в течение года.

Согласно статистике, в прошлом году за рубеж было перевезено 39,5 млн человек, что на 15,8% меньше, чем в 2014 году. Внутренние перевозки за год, наоборот, выросли — на 13,6%, до 52,6 млн пассажиров. Всего в прошлом году российскими авиакомпаниями было перевезено 92,07 млн человек, что на 1,2% меньше, чем в 2014 году. Пассажирооборот за этот период сократился на 6%, до 226,8 млрд пассажиро-километров. Загрузка кресел за январь – декабрь прошлого года снизилась на 0,1 процентных пункта, до 79,7%.

Ранее глава Минтранса Максим Соколов говорил, что пассажиропоток по итогам 2015 года составит 93–94 млн человек.

«Потеря таких направлений, как Украина, Египет, Турция, фактически потеря второго по объему перевозок перевозчика — компании «Трансаэро», конечно же, не могли не сказаться на результатах работы отрасли. Хотя падения, как предрекали многие эксперты, не произошло — и в этом году российские авиакомпании обслужат примерно такой же объем пассажиров, как и в прошлом — 93–94 млн человек», — говорил министр в конце прошлого года в интервью «России 24».

С 25 октября 2015 года украинские власти запретили российским авиакомпаниям летать в свою страну. В ответ на эти действия российская сторона приняла симметричные меры и запретила украинским авиаперевозчикам выполнять полеты в Россию. После катастрофы российского самолета авиакомпании «Когалымавиа», произошедшей на Синайском полуострове 31 октября 2015 года, Россия запретила российским авиаперевозчикам летать в Египет с 6 ноября. Турецкое направление было закрыто для российских чартерных авиаперевозчиков после того, как 24 ноября 2015 года российский военный бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 в районе сирийско-турецкой границы.

Заместитель начальника управления регулирования перевозок Росавиации Юрий Малышев на заседании РСПП сообщил журналистам, что, если авиасообщение с Египтом не восстановится за летний период, к октябрю текущего года с рынка могут уйти пять-шесть авиакомпаний.

«Если не воспрянет египетский рынок, если не будет толчка к развитию внутреннего туризма, не будет увеличения иностранного турпотока и, соответственно, перевозчики не смогут сформировать «подушку безопасности» за летний период, то к зимнему расписанию IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) 2016–2017 годов мы увидим, что на «алтарь» положат, я могу предположить, около пяти-шести компаний свои свидетельства эксплуатанта», — сказал он (цитата по ТАСС)

В статистике Росавиации отмечается, что в прошлом году пять крупнейших российских компаний перевезли 56,5 млн человек, что на 3,3% меньше, чем в 2014 году. Пассажиропоток «Аэрофлота» за этот период составил 26,1 млн пассажиров, что на 10,6% больше, чем год назад. В статистику агентства вошла авиакомпания «Трансаэро», которая с 26 октября прекратила полеты, но осталась в истории авиации вторым крупнейшим авиаперевозчиком 2015 года. С января по октябрь пассажиропоток «Трансаэро» составил 11,22 млн человек, что на 15% меньше, чем в 2014 году.

Третье место в этом рейтинге заняла «Сибирь» (работает под брендом S7) — компания в 2015 году перевезла 8,2 млн пассажиров, что на 3,4% больше, чем годом ранее. Сильно просел пассажиропоток у «ЮТэйр» — на 35,3%, до 5,5 млн пассажиров, но компания удержала свои позиции на 4-й строчке крупнейших авиаперевозчиков. Пятерку лидеров замыкают «Уральские авиалинии», чьи перевозки пассажиров выросли на 5,5%, до 5,45 млн пассажиров.

При этом стоит отметить, что 35 российских перевозчиков в прошлом году в совокупности перевезли 90,84 млн пассажиров, что на 0,4% больше, чем в 2014 году.

«В настоящий момент делать какие-то прогнозы сложно, так как до сих пор непонятны перспективы с Египтом и Турцией. В совокупности они нам давали более 10 млн пассажиров в год. Декабрьское падение и обусловлено прекращением перевозок туристов в эти страны», — считает главный редактор Avia.Ru Роман Гусаров. По его мнению, даже если эти рынки откроются для российских путешественников, то в 2016 году падение пассажиропотока может составить около 10%. Он объясняет это тем, что цены на авиаперевозки и заграничный отдых будут расти, а платежеспособный спрос — падать.