В среду в швейцарском Давосе откроется 46-й Всемирный экономический форум (ВЭФ), в котором примут участие около 2,5 тыс. бизнесменов из 140 стран, а также около 40 глав государств. Официальная тема форума — «Возглавляя Четвертую промышленную революцию».
«Сначала был Мужчина Давоса, затем Женщина Давоса. Готовьтесь встречать Робота Давоса», — шутит Bloomberg (кстати, человекоподобный южнокорейский робот HUBO будет демонстрироваться в течение форума). Но основателю и председателю Давосского форума Клаусу Швабу не до шуток: в роботизации он видит прежде всего не возможности, а риски. «Технологические инновации могут привести к потере 20 млн рабочих мест в ближайшие годы, — предостерегает он. — Масштабные сокращения угрожают существованию среднего класса — основе наших демократий». Всего официальной теме будет посвящено около 20 сессий, включая «Что если роботы пойдут воевать?», где обсудят системы, которые заменят «как солдат, так и генералов».
Главная угроза — мигранты
Однако если посмотреть на повестку форума, то становится ясно, что главная мировая проблема вовсе из сферы sci-fi.
Элиту, собравшуюся на альпийском курорте, прежде всего пугает возможный масштабный миграционный кризис.
Проблема неконтролируемой миграции была, кстати, названа главным риском в последнем докладе ВЭФ. Остальные наиболее вероятные риски в перспективе полутора лет — отчасти причины этой самой миграции: государственные коллапсы или кризисы, межгосударственные конфликты, кризисы, связанные со всплесками безработицы.
«Посмотрите, сколько стран, к примеру, в Африке зависят от выручки с нефтяного экспорта. Теперь представьте: 1 млрд жителей, и все они направятся за лучшей жизнью на север», — пугает Шваб. Для сравнения: количество вынужденных переселенцев в 2014 году составило менее 60 млн человек, свидетельствуют данные Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Среди соответствующих сессий — «Глобальные решения мировой миграции», которые почему-то должна представить глава МВФ Кристин Лагард, и «В надежде на процветание: размышления о бегстве и миграции в Европу». На последней Шваб будет беседовать с федеральным президентом Германии Йоахимом Гауком, у которого мыслей на этот счет должно было накопиться предостаточно (в 2015 году ФРГ стала лидером по приему мигрантов — по разным оценкам, их число могло достигнуть примерно 1,1 млн человек).
«Вооруженный экстремизм: от глобальной угрозы к локальному решению», «Эволюция политического ислама», «Понимая ислам», «От миграции к интеграции», «Интегрируя беженцев», «Максимизируя талант беженцев» — темы ВЭФ-2016, а не повестка конференций Совбеза или Комиссии ООН по правам человека.
Наконец, проект «День из жизни беженца», который растянется на все четыре дня форума.
Впрочем, форум все-таки экономический. И здесь среди главных рисков — падение цен на энергоносители, замедляющаяся китайская экономика, а также создающиеся торговые блоки вроде Транстихоокеанского партнерства (не зря в этот раз в Давосе крупнейшая за президентство Барака Обамы делегация из США) и проекта Шелкового пути.
Неожиданная повестка России
В этом году российскую делегацию в Давосе возглавляет полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев. Это означает понижение статуса делегации на форуме. «Я удивлен столь низким уровнем представительства России в Давосе», — сказал корреспондент Reuters в интервью со Швабом. Тому оставалось только вежливо ответить, что статусные представители все-таки есть: «Есть зампред правительства, экономическая команда».
Ранее правительственные источники говорили «Газете.Ru», что интерес властей к площадке ВЭФ в последние годы неуклонно снижался. «Сейчас у России нет победной экономической повестки. В 2015 году первый вице-премьер Игорь Шувалов использовал ВЭФ для решения внутренних задач (тогда было дано несколько сигналов по «жесткой посадке» российским чиновникам и бизнесменам. — «Газета.Ru»). Зачем в этом году в Давос ехать чиновникам, вообще непонятно», — говорил источник в финансовом блоке.
«Совсем игнорировать Давос все-таки не получается, особенно когда западные власти начали упоминать об отмене санкций. Надо присутствовать, понимать, что происходит», — не согласен другой источник в правительстве.
«Хорошо, что российская делегация все-таки присутствует на ВЭФ. Интерес инвесторов к России падает, а если не будем его подогревать, то экономику ждет двойной удар», —
считает экс-замминистра экономического развития Сергей Беляков.
В этом году России посвящена только одна сессия — «Прогноз по России», где Трутнев, экс-глава Минфина Алексей Кудрин и предправления Внешэкономбанка Владимир Дмитриев расскажут о том, как «макроэкономическое давление и низкие цены на энергоносители» сказываются на стране. «Думаю, люди хотят узнать, какой на самом деле был эффект от санкций в долгосрочной перспективе. И ответы мы узнаем здесь», — пообещал Шваб.
Правда, скорее, «региональный» вице-премьер сделает упор не на состоянии российской экономики (тем более здесь похвастаться нечем), а на инвестпривлекательности Дальнего Востока, который он курирует. «С Западом у России нет совместной экономической повестки, направленной на развитие. А появление Трутнева — это сигнал, что Россия продолжает разворот на Восток, в том числе в рамках Шелкового пути», — говорит источник в правительстве.
Кроме того, полпред должен дать понять инвесторам, что именно Дальний Восток будет одной из приоритетных территорий развития. Впрочем, с регионом дела обстоят не так чтобы радужно: госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона планируется урезать в этом году на 40%, до 46,7 млрд руб. И будет сложно объяснить, почему при 10-процентном урезании, которое анонсировал Минфин, финансирование ключевой территории сократилось почти вдвое.
«Да, частный бизнес нередко предпочитает инвестировать с хорошим госплечом. Госфинансирование и бюджетные инвестиции служат одним из лучших гарантов, что проект не затормозится, — говорит Беляков. — Но фактор налоговых и прочих послаблений в рамках режимов ТОР и свободного порта может оказаться решающим, тем более что Дальним Востоком еще несколько лет назад интересовались инвесторы из Канады и США». По его словам, во время встреч с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушкой они могут дать понять, каких послаблений в действующем законодательстве им не хватает.
В Минвостокразвития настаивают, что изменение в госпрограмме не скажется на итоговом объеме финансирования: выпадающие средства на модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей должны перейти в ФЦП «Развитие транспортной системы» (корректировки двух программ должны быть утверждены правительством в первом квартале 2016 года).
Пока же российская правительственная делегация будет сигнализировать и пытаться расшифровывать сигналы других, для бизнеса Давос остается удобной площадкой для встреч с партнерами и властями различных государств, где можно «сверить часы».
««Норильский никель-компания, которая осуществляет глобальные операции. В Давосе мы планируем обсудить текущее и будущее взаимодействие с нашими партнерами, в профессиональной среде поговорить о тенденциях рынков металлов, а также услышать геополитические дискуссии, которые ведутся, чтобы более эффективно реализовывать свою стратегию», — говорит вице-президент «Норильского никеля» Андрей Бугров. Для «Фосагро» особое значение будут иметь такие заявленные на форуме темы, как глобальная продовольственная безопасность, трансформация европейских рынков, инновации и цифровые нововведения в сфере промышленности, воздействие автоматизации и роботизации на современные экономики, прогнозы для России», — отмечают в компании. «Определенный интерес вызывают сессии, где будут обсуждаться перспективы рынков Европы, Латинской Америки и Азии, которые наряду с рынком России и стран СНГ являются одними из приоритетных для нашей компании», — говорит глава «Фосагро» Андрей Гурьев. Для топ-менеджмента «Русала» одной из ключевых тем для обсуждения станет текущая ситуация и будущее мирового рынка алюминия, а также проблема глобального потепления
«Запланировано около 30 встреч с главами ведущих суверенных и инвестиционных фондов мира и крупнейших компаний. В числе ключевых тем обсуждения — текущие и перспективные сделки РФПИ, включая инфраструктурные проекты, сотрудничество на Ближнем Востоке с учетом необходимости урегулирования в регионе, инвестиции в условиях новой экономической реальности», — сказал гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. В свою очередь, Сбербанк традиционно проведет в Давосе деловой завтрак и вечерний прием.