После начала экспорта нефти из США, который был под запретом более 40 лет, цена американской нефти WTI впервые за долгий срок начала стабильно превышать стоимость североморской нефти Brent. Так, на конец торгов в четверг баррель WTI стоил $29,95, а баррель Brent — $29,60 (кстати, нефть в четверг показала хороший рост — 5,3 и 5,7% соответственно).
West Texas Intermediate (WTI) — сорт легкой низкосернистой (содержание серы — 0,4–0,5%) нефти, добываемой в Техасе. WTI начала торговаться на Нью-Йоркской бирже (NYMEX) с 1983 года и долгое время была основным мировым бенчмарком (эталонным, или маркерным сортом, к которому привязываются цены других сортов нефти).
Во второй половине 1980-х годов бенчмарком стал и Brent. Сорт по своим показателям близок к WTI, хотя и считается несколько более тяжелым. Он получил свое название от одноименного месторождения в Северном море, открытого в 1970 году (точнее, по первым буквам горизонтов месторождения — Broom, Rannoch, Etive, Ness и Tarbert). Стать маркером Brent позволили в первую очередь надежность поставок и тот факт, что эту нефть добывали сразу два поставщика, Великобритания и Норвегия. С 2002-го Brent принято называть смесь нефти с нескольких месторождений Северного моря, официальное же название смеси BFOE (от названий месторождений Brent, Forties, Oseberg и Ekofisk).
На данный момент цены около 70% мировых сортов нефти прямо или косвенно зависят от цены Brent, в том числе российская экспортная марка нефти Urals.
Хотя о прямой привязке в случае с Urals речь не идет, Brent является лишь ориентиром, а цена контрактов по Urals зависит от переговоров сторон, которые, в свою очередь, учитывают текущую конъюнктуру и уже в зависимости от спроса и предложения договариваются о ценах. Хотя Urals традиционно дешевле из-за более высокого содержания серы (более 1%) и большей плотности. Сейчас спред между ценами Brent и Urals составляет около $2 за баррель, разрыв увеличился опять-таки из-за конъюнктуры. Ранее спред составлял около $1.
Американская WTI торговалась дороже Brent (в среднем примерно на $2–3 за баррель) до ноября 2009 года. Тогда цены сначала уравнялись, а потом Brent стала относительно WTI дорожать. Впрочем, котировки еще неоднократно менялись местами, и окончательно спред в пользу североморской нефти закрепился лишь к концу 2010 года.
Это было связано с так называемой сланцевой революцией в США. После того как американские технологии позволили начать масштабную добычу нефти и газа из сланцевых пород, производство углеводородов в Штатах стало стремительно расти. А так как на экспорт Америка свою нефть не отправляла, насыщение внутреннего рынка привело к падению цен на WTI.
Уже в начале 2011 года Brent стабильно стоила дороже WTI на $8–10 за баррель. На пиках разрыв доходил до $25.
В июле 2014 года (к тому времени спред между Brent и WTI установился на уровне $4–5, североморская нефть стоила около $110) началось глобальное снижение цен на нефть, последствия которого мы наблюдаем и сейчас. Основной причиной его стал переизбыток предложения на мировом нефтяном рынке, который в разные периоды составлял 1–3 млн баррелей в сутки.
Вместе с последовательным снижением цен сокращался и разрыв между котировками. Связано это было с тем, что американский рынок по-прежнему оставался закрытым и цена техасской нефти была более стабильной. В середине января 2015 года цена Brent даже несколько раз падала ниже котировок WTI, однако к концу года североморская нефть стоила на $1–1,5 дороже американской.
График Thomson Reuters Kortes. Синим цветом обозначены колебания WTI, зеленым — Brent. Желтый цвет показывает разрыв между котировками.
В середине декабря прошлого года президент США Барак Обама подписал проект бюджета-2016, в котором оговаривалась отмена запрета на экспорт нефти. В январе первые партии уже были направлены в Европу, Китай и Японию. С другой стороны, на Brent было оказано дополнительное давление отменой санкций Запада в отношении Ирана, которые были сняты 16 января.
Пока это давление является незначительным и кратковременным — на новостях об Иране Brent потеряла около $1 за баррель, но впоследствии отыграла это падение. Однако рынок ожидает, что, когда Иран начнет масштабно наращивать экспорт (иранцы обещали увеличить поставки на 0,5 млн баррелей в сутки в течение месяца после отмены санкций, а за полгода-год довести дополнительные объемы экспорта до 1 млн баррелей), котировки Brent могут просесть значительно сильнее. Россия, например, готовит стрессовый экономический сценарий из расчета цены барреля в $25.
«После разрешения на экспорт нефти из США сокращение спреда не является удивительным фактом, — говорят эксперты Thomson Reuters Kortes. — Дальнейший спред между сортами будет определяться как стоимостью доставки (фрахта), так и качеством обоих сортов и спросом».
Максим Мошков из UBS прогнозирует, что в текущем году средняя цена Brent будет все же выше WTI. Североморская нефть будет стоить $42,5 за баррель, тогда как американская — $40.
А вот старший аналитик ИК Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев говорит, что, учитывая выход на рынок Ирана с новыми объемами, разрыв между ценой WTI и Brent может увеличиваться, причем североморская нефть будет стоить дешевле.
«Добыча в Северном море уже нерентабельна, проекты консервируются, — поясняет эксперт. — Если цены продержатся на нынешнем уровне, не исключено скорое исчезновение сорта Brent как бенчмарка. Его может заменить некий микс на основе сортов нефти, поставляемых в Европу в значительных объемах».
Российская нефть как эталон
Основные объемы нефти Европа получает из России, Африки и в последнее время — из Саудовской Аравии.
Ранее неоднократно поднимался вопрос о том, чтобы сделать бенчмарком именно Urals, это позволило бы, в частности, вести расчеты за российскую нефть в рублях.
Первый вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Михаил Темниченко рассказал «Газете.Ru», что биржа в настоящее время реализует проект по запуску поставочного фьючерсного контракта на нефть сортов Urals и ESPO (ВСТО, нефть, идущая по трубе Восточная Сибирь — Тихий океан).
«На его основе планируется сформировать прямую котировку на экспортную нефть, создать далее на этой базе новый ценовой эталон (бенчмарк), — поясняет Темниченко. — Биржевой механизм торговли позволит обеспечить необходимую прозрачность и доверие участников рынка, что необходимо для создания бенчмарка».
Проект реализуется биржей совместно с Минэнерго, ФАС и Банком России при поддержке президентской комиссии по ТЭКу. Ориентировочно он будет запущен во второй половине текущего года, причем учебные фьючерсные торги Urals и ESPO были проведены на СПбМТСБ еще в конце ноября.
Темниченко отмечает, что имеются самые серьезные внешние предпосылки для реализации планов по созданию собственного российского эталонного сорта экспортной нефти. В частности, объемы потока нефти Urals через порты Приморск, Усть-Луга, Новороссийск превышают 2 млн баррелей в сутки, через нефтепровод «Дружба» — еще свыше 1 млн баррелей в сутки. Нефть марки ESPO экспортируется в объемах около 1 млн баррелей в сутки.
В целом, по словам Темниченко, поставки российской нефти сортов Urals и ESPO на международные рынки вдвое превышают поставки нефти североморской корзины BFOE, а также ближневосточные сорта Oman и Dubai, вместе взятые.
Кроме того, считает первый вице-президент СПбМТСБ, в условиях снижения мировых цен на нефть изменение механизма ценообразования может принести дополнительные доходы за счет формирования прямой котировки отечественного сырья.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин отмечает, что, если бы российская нефть стала самостоятельным бенчмарком, ее цена была бы выше. «Стоимость WTI и Brent рассчитывается на основе спроса и предложения, а Urals — на основе Brent, — напоминает эксперт. — Если бы Urals стала эталоном и ее цена рассчитывалась исходя из спроса, она была бы на $1–2 за баррель выше. Казалось бы, незначительно, но если баррель опустится до $20, это будет уже 5–10%».