Лидер украинской нефтедобычи компания «Укрнафта» в среду раскрыла суть претензий к России. Речь идет об арбитражном разбирательстве в отношении РФ, инициированном «Укрнафтой» в Гаагском третейском суде.
Истец требует компенсации «за незаконный захват автозаправочных станций компании на территории Крымского полуострова, который был оккупирован и аннексирован Российской Федерацией в 2014 году». В «Укрнафте» «Газете.Ru» сообщили, что речь идет о 16 АЗС, однако отказались раскрыть сумму иска.
По словам украинского эксперта в сфере энергетики Валентина Землянского, средняя стоимость крымских АЗС составляет $100–500 тыс. Таким образом, максимальная стоимость утраченных «Укрнафтой» активов — порядка $8 млн.
Однако источник, знакомый с ситуацией, рассказал «Газете.Ru», что эти АЗС были куплены «Укрнафтой» у группы «Приват» украинского бизнесмена Игоря Коломойского примерно по $1 млн каждая. «При этом «Укрнафту» контролировал сам Коломойский, и покупались эти АЗС на деньги компании», — отмечает источник.
По словам собеседника «Газеты.Ru», на деле Коломойский контролирует «Укрнафту» и сейчас, несмотря на то что формально компания принадлежит государству (50% плюс одна акция), а «Приват» владеет 43% акций. «Остальные 7%, разбросанные по миноритариям, также контролируются Коломойским, но главное, что именно миноритарные акционеры контролируют операционное управление «Укрнафтой».
Учитывая слова источника, стоимость активов может составить уже $16 млн, но сумма иска может быть и больше. «Укрнафта», очевидно, будет требовать компенсации по максимуму, — полагает советник юридической фирмы Herbert Smith Freehills Станислав Григорьев. — В сумму претензий может быть включен моральный ущерб, штрафы, проценты за пользования чужими средствами, упущенная выгода и т.д.». Однако обосновать дополнительные претензии, по словам юриста, будет сложно.
В своем иске «Укрнафта» опирается на двустороннее соглашение о защите инвестиций между Украиной и Российской Федерацией от 1998 года, в соответствии с которым стороны приняли на себя обязательства не национализировать или экспроприировать инвестиции, вложенные инвесторами другой стороны, без своевременной выплаты справедливой компенсации. Как указывает украинская компания в своем релизе, опубликованном в среду, РФ выплачивать компенсацию отказалась.
«Как и в случае с делом ЮКОСа, в этом вопросе мы можем ожидать длительную тяжбу, где Россия будет упирать на свое непризнание обозначенных претензий со стороны украинских компаний, и, наиболее вероятно, требуемые компенсации выплачены не будут», — комментирует Станислав Григорьев.
В этой ситуации, по словам юриста, если Гаагский суд признает нарушение Россией подписанного в 1998 году соглашения и присудит украинской стороне возмещение убытков, то следующим шагом, как в деле ЮКОСа, будет являться попытка со стороны украинских истцов наложить взыскание на активы РФ за рубежом.
«Какие это будут активы, предположить пока нельзя», — говорит Григорьев.
В начале января стало известно, что в гаагской Постоянной палате третейского суда начато разбирательство по спору между ООО «Аэропорт Бельбек» и тем же Игорем Коломойским с одной стороны и Россией с другой. Истцы заявляют, что действия российских властей не позволяют им эксплуатировать пассажирский терминал аэропорта Бельбек в Севастополе. Дата начала предварительных слушаний пока не определена, стороны должны подать запрошенную судом информацию до 29 февраля текущего года.