Как следует из статистики Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), в ноябре лидером по задержкам рейсов среди российских авиаперевозчиков стала авиакомпания «Когалымавиа», которая в прошлом месяце выполнила 129 рейсов, что на 72,6% меньше, чем в октябре. При этом 38 из них отправились с опозданием (29,46%).
Второе место по задержанным рейсам в ноябре занял еще один чартерный перевозчик — Azur Air. В прошлом месяце компания выполнила 693 рейса, из которых 189 (27,27%) были задержаны. Для сравнения: в октябре этого года Azur Air выполнила 941 рейс, 111 из них были задержаны.
Печальная статистика наблюдается еще у двух чартерных авиакомпаний — Royal Flight и I fly. Первая в ноябре выполнила 289 рейсов, что на 34,6% меньше, чем в октябре этого года. Из них 41 рейс отправился с задержкой. Авиакомпанией I fly в ноябре было выполнено 165 рейсов, что на 41,5% меньше октября текущего года. Из общего количества рейсов 26 вылетов были задержаны.
Аналогичная ситуация и у чартерной авиакомпании «Северный ветер». В ноябре авиаперевозчик выполнил 571 рейс, из которых 84 были задержаны. Для сравнения: в октябре улетели с опозданием 47 рейсов компании из 1237 выполненных.
Как сообщала ранее «Газета.Ru», «Когалымавиа» с 25 ноября не выполняет полеты. В самой компании объясняли это тем, что это вынужденная мера, так как основные направления, куда летал авиаперевозчик, — Турция и Египет — были закрыты для полетов. В «Когалымавиа» тогда отмечали, что с конца ноября компания выполняет разовые полеты по России.
Напомним, что после катастрофы самолета Airbus 321 «Когалымавиа», который потерпел крушение в районе Синайского полуострова в Египте 31 октября текущего года, авиасообщение с Египтом было приостановлено. Турецкое направление было закрыто для российских чартерных авиаперевозчиков после того, как 24 ноября текущего года российский военный бомбардировщик Су-24 был сбит турецким истребителем F-16 в районе сирийско-турецкой границы.
С авиакомпаниями «Когалымавиа», «Северный ветер» и I fly связаться не удалось. В Royal Flight отказались комментировать ноябрьскую статистику по задержанным рейсам.
По словам представителя Azur Air Анастасии Матюшиной, значительный процент задержек у чартерных перевозчиков в ноябре обусловлен погодой и турецко-египетским фактором. «Это климатические особенности наступившего осенне-зимнего периода. Туманы, повышающие риски уходов на запасные аэродромы, вынуждающие в ряде случаев вносить коррективы во время вылета рейса. Повсеместные снегопады и переход температуры окружающего воздуха через ноль вносят коррективы в процедуры и время наземной подготовки воздушных судов», — поясняет она.
Немаловажную роль сыграло резкое изменение конъюнктуры рынка, в частности запрет на полеты в Турцию и Египет. «Авиаперевозчики начали подстраиваться под новые реалии, изменяя маршрутную сетку и частоты. Утвержденная ранее программа претерпела кардинальные изменения», — отметила она, добавив, что у Azur Air появилось более семи направлений.
«Чартерные перевозки так устроены, что одна задержка передается дальше по цепочке. В принципе, все перевозки так устроены, но в случае с регулярными рейсами — их проще откорректировать. Вдобавок мы видим резкое сокращение туристических перевозок, связанное в первую очередь с колебаниями курсов валют, а также экономической и политической ситуацией. Когда число рейсов сокращается, выправить задержки еще сложнее», — отмечает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий.
С ним соглашается и представитель туристического онлайн-поисковика Aviasales Янис Дзенис. «Сокращение чартерных программ прежде всего связано с уменьшением зарубежного пассажиропотока как минимум на 20%. Этот минус можно объяснить как экономическими факторами — россиянам не на что путешествовать, так и политическими — например, закрыт Египет, наиболее бюджетное из зимних направлений», — отмечает он.
Глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун напоминает, что Египет и Турция составляли почти 10% от всех авиаперевозок в России.
«Египет и Турция были основными рынками для чартерных авиаперевозок. После того как эти страны закрылись для них, компаниям нужно решать, что делать дальше. Причем решить нужно до начала летнего сезона. Самый худший вариант — это возвращать самолеты лизингодателю. Скорее всего, компании будут смотреть на внутренний рынок либо на увеличение чартерных перевозок в страны Юго-Восточной Азии. В любом случае,
этот период будет непростым, не все найдут себе применение», — подчеркивает Владимир Тасун. Он добавил, что пассажирские авиаперевозки в ноябре текущего года снизились на 8,8%, до 5,8 млн человек.
По словам исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, влияние факторов Турции и Египта на сокращение количества рейсов очевидно, но оно не единственное, так как ноябрь и февраль традиционно являются самыми «низкими» сезонами.
«В Турции уже холодно, а в Египте недостаточно жарко, кроме того, все копят деньги на новогодние праздники. Что касается задержек рейсов, то в ряде регионов в это время года появляются сильные туманы, добавляя негатива с точки зрения регулярности вылетов. Помимо этого, в связи с тем, что авиакомпании в этот период выводят часть парка для проведения технического обслуживания и ремонта, гибкость использования парка снижается и возможности по оперативной замене воздушного борта в случае поломки сокращаются. Как следствие, у перевозчиков меньше возможности для оперативного устранения последствия задержек рейсов и зачастую вслед за первой долгой задержкой по цепочке возникают новые сбои, прервать которые затруднительно», — отмечает эксперт.
Согласно данным Росавиации, самой пунктуальной компанией в ноябре стала «Россия» — из 2804 рейсов только 13 были выполнены с опозданием (0,46%). На втором месте по пунктуальности — «Донавиа», которая в прошлом месяце задержала всего 6 рейсов из 956 (0,63%). Тройку лидеров замыкает «Аэрофлот», который в ноябре выполнил 17 037 рейсов, а задержал 203 (1,19%).